Что нужно, чтобы рисунок получился реалистическим и объёмным?
Как и в других статьях, я имею в виду сейчас учебный академический рисунок. Учебный рисунок нужен для того, чтобы художник смог освоить все средства, имеющиеся в его распоряжении и передать на плоской поверхности бумаги впечатление объема и пространства.
Поэтому в учебном рисунке по программе обучения всегда предусматривается обращение к этим важным вещам, к приёмам и средствам. И от рисовальщика требуется показать, что он их понимает и правильно использует.
Какие же главные инструменты и возможности художника в академическом рисунке, когда из материалов, как правило, - только бумага и простой графитный карандаш?
Первое и основное - это правила перспективного построения объёмных форм. Это фактически теоретическая основа рисунка. Это та теория о линии горизонта, точках схода, перспективном сокращении, которую каждый рисовальщик должен знать. Если построение предмета в перспективе выполнено правильно, то у зрителя при рассматривании плоского листа с изображением создаётся верное представление о пространственной форме и ракурсе нарисованного предмета.
Ниже - пример изображения кубика в перспективе.
Следующая возможность для усиления впечатления пространственности и объёма - плановость и воздушная перспектива в рисунке. Эти понятия применимы как к простым линиям, которые могут быть более яркими на переднем плане и более слабыми на дальнем плане, так и к степени проработки деталей и большей контрастности изображения на переднем плане в рисунке. Ниже пример аналогичного предыдущему изображения кубика, но на этом рисунке линии вблизи - ярче и толще, чем линии более удалённые. Благодаря этому приёму впечатление объёмности изображения усиливается.
Третье, очень важное средство передачи объёма - светотень и тон. Светотеневая передача объема также связана с логикой и теорией, с определёнными правилами распределения света и тени по объемным формам, правилами, которые каждый рисовальщик должен знать. Если он эти знания использует в рисунке, то изображение не будет казаться невыразительным и плоским.
Вот пример светотеневого тонального рисунка куба.
И есть ещё важное средство художника, помогающее убедительно передать пространственную форму предметов в академическом рисовании. Это - грамотное использование материала рисунка, умелое применение его возможностей в штриховке. Штрих - это и средство передачи тона самого предмета и светотени, и возможность изобразить качество и материал поверхности предмета, его фактуру. Правильная, а порой и артистичная штриховка усилит впечатление объема, поможет передать мельчайшие нюансы перехода форм, усилит эстетическое воздействие рисунка. Это ещё и авторский почерк художника.
Вот штриховка в рисунке кубика. Штриховка - одновременно и качество линии штриха, когда направление линии даёт возможность показать положение поверхности изображаемого предмета. И тон, который создают линии штриховки в целом. Конечно же, штрих гораздо выразительнее простой тушёвки серым тоном.
(Если же вам нужно ослабить перегруженный тоном заштрихованный участок рисунка, не размазывайте штрих обычным ластиком, пользуйтесь клячкой. В старые времена для этой цели годился хлебный мякиш).
Сравните затушёванный рисунок выше и рисунок со штриховкой.
В академическом рисунке всегда есть требование к художнику использовать все доступные выразительные средства для передачи объёма - перспективу, плановость, светотень и штрих.
Нужно уметь правильно рисовать с натуры основные геометрические тела, выполняя все требования, которые предъявляются художественной школой.
Этим учебный рисунок отличается от творческого, который может быть, к примеру, чисто линейным, или построенным исключительно на тональных пятнах, или же быть плоскостным и декоративным. В авторской творческой работе художник использует те средства, которые нужны ему именно сейчас.
Вот примеры графических иллюстраций замечательного художника Николая Кузьмина.
Только линия.
Только пятно.
Иллюстрации замечательные, хотя графический язык автора очень лаконичен.
Успехов и вам в творчестве!
Оглавление этого канала по темам постов здесь, на моём сайте.