Хрестоматийный сюжет об историческом выступлении Ленина с броневика на Финляндском вокзале Петрограда 3/16 апреля 1917 года давно всем известен в массе различных интерпретаций: начиная от пафосно-каноничной советских времен, заканчивая перестроечными анекдотами разной степени остроумности.
Однако сам броневик-трибуна остался в тени исторического события, следы его затерялись. По итогам поисков, предпринятых еще в довоенном СССР, в 1939 году "броневиком Ленина" был официально признан найденный в ячейке ОСОАВИАХИМа (Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству) Ленинградского металлического завода бронеавтомобиль с именем собственным "Враг капитала".
Броневик был отреставрирован и сохранился до наших дней, а его изображение разошлось миллионными тиражами .
Норильск не остался в стороне - к очередной круглой годовщине Революции 1917 года, в 1984 году была изготовлена полноразмерная самоходная копия ленинского броневика, изготовленная с изумительной точностью и бережным отношением к прототипу!
Судите сами:
Историю создания реплики можно узнать из статьи в журнале Грузовик-пресс 2017/6, с. 62. Соколов М. Праздничные броневики :
"Идея создания реплики броневика принадлежала тогдашнему директору Центральной автотранспортной конторы (ЦАТК) Норильского горно-металлургического комбината (ныне компания «Норильский никель») Валентину Константиновичу Полякову. В 1984 году он «…отдал устное распоряжение об изготовлении макета броневика «Остин-Путиловец» для сопровождения колонны предприятия на праздничной демонстрации 7 ноября».
Распоряжение претворяли в жизнь главный механик ЦАТК Владимир Петрович Куйвашев и начальник технического бюро авторемонтного цеха Нина Федоровна Провоторова. К делу подошли весьма серьёзно. Сотрудники техбюро по фотографиям ленинградского броневика создали рабочие чертежи, а бригада отдела главного механика занималась изготовлением деталей и элементов машины в металле. Как вспоминал один из членов бригады Виктор Иванович Стеценко, за дело взялись с интересом и энтузиазмом. Постепенно работа захватила настолько, что иной раз задерживались и после смены, чтобы побыстрее всё закончить.
В итоге, на изготовление норильского броневика ушло всего три месяца, и 7 ноября 1984 года праздничную колонну ЦАТК возглавлял ходовой макет броневика «Враг капитала». Его отличительной особенностью от всех прочих стали колёса со спицами, что делало его наиболее похожим на ленинградский оригинал. Но в отличие от копий из Кубинки и Колпино эта реплика броневика могла неплохо двигаться.
Около десяти лет норильский броневик находился в ЦАТК, пока в 1994 году его не передали подшефной школе № 35 г. Норильска. Правда, там он не очень задержался, в 1999 году броневик демонтировали с постамента на школьном дворе («…в связи с травмоопасностью для учащихся») и оставили на пустыре в районе Набережной Урванцева. Два года спустя о машине вспомнили и после косметического ремонта перевезли на турбазу «Оганер», где тогда размещался лагерь военно-спортивного объединения «Северная звезда», в качестве военной атрибутики. Он находится там и сейчас".
Новая встреча с Лениным - 70 лет спустя!
Для сравнения предлагаю "заценить" несколько попыток замастырить нечто похожее на русский броневик времен Первой мировой или Гражданской войны. Норильчане, однозначно, по качеству и исполнению вне конкуренции!!!