Я никогда не скажу своему пациенту правду о том, сколько ему осталось жить, когда он безнадёжно болен. И я сейчас не о гуманном отношении, и не о том, что врач обязан быть деликатен, щадить психику пациента во избежание депрессии. Я о другом.
Диагнозом рак уже никого не удивить. Но когда речь заходит о последней стадии рака, когда нельзя помочь, пациент может повести себя непредсказуемо. Один раз я сказала правду, и это чуть не вышло мне боком. Вот случай из моей практики. Приходит на приём мужчина 44 лет и жалуется на одышку и кашель. Уточняю, почему пришёл ко мне, ведь я - уролог. Говорит, что иногда кровь в моче бывает. Теперь всё ясно. Обследую его в кратчайшие сроки. Диагноз: рак почки с прорастанием почечной ножки, с метастазами в лёгкие, в рёбра, в позвонки и кости таза. Отправляю в стационар. Хирурги выполняют биопсию почки, подтверждают диагноз дополнительными обследованиями и признают больного инкурабельным. То есть, оперировать поздно. Выписывают. Приходит снова на приём с открытым больничным. Я ему:
-Теперь Вам необходимо посетить онкодиспансер. Операция сейчас Вам не показана, но, возможно, онкоконсилиум что-то решит...
-Доктор, скажите честно, сколько мне осталось? Я же не дурак и понимаю, что меня выписали умирать.
Я начинаю уходить от ответа, мол, рано ещё об этом и всё такое. А он прям настаивает. Скажите и всё! Мне, типа, надо дела завершить, дарственную на квартиру оформить и что-то ещё. Скажите мне, умоляю! Я хоть до лета доживу?! (а был октябрь). Ну я взяла и сказала:
-Нет. Заболевание зашло слишком далеко. Вы и сами всё понимаете. В общем, конечно, надо всё-равно бороться. Поэтому, я продлеваю Вам больничный. Придёте на приём через три дня, за это время я подготовлю направление в онкодиспансер.
И что вы думаете? Не пришёл он через три дня. Пропал. Звоню на сотовый- не отвечает. Разыскала через терапевтическую службу телефон бывшей жены и родителей- никто не знает,где он. Участковая медсестра к нему домой срочно была направлена, дверь не открыли. Я к начальству, мол, что делать? Они не знают, такого у нас ещё не было... Я уж испугалась, что он дома умер и полицию вызывать хотела... Как тут, к концу смены, сам звонит мне на сотовый:
-Доктор, простите, что я не пришёл на приём. Я сейчас в Анапе.
-Где?! - ору на него, - это ж полтора дня пути на поезде. Как вы там оказались?
-Я за рулём поехал. За сутки домчал. Просто очень море в последний раз хотел увидеть, раз до лета не доживу.
-С ума сошли! В Вашем состоянии в такую даль! Да ещё за рулём! Почему меня не поставили в известность?
-И что, Вы бы не разрешили!
-Вы понимаете, что творите? Меня подставляете. Я Вас жалеть не буду, раз Вы не осознаёте ни своего состояния, ни того, что обязаны быть здесь. Сделаю Вам отметку о нарушении режима в больничном листе, Вам его просто не оплатят!
-Да и пофигу, - ответил пациент, - всё-равно сдохну!
И бросил трубку.
Этот случай был мне уроком. Теперь держу язык за зубами. Если кто-то спрашивает: " доктор, сколько мне осталось?", просто говорю, что у Вас очень сложный случай, в моей практике первый. Поэтому не знаю. Уточните у онколога, они с этим каждый день сталкиваются.
А вы как считаете, уважаемые читатели, должен ли врач говорить больному, какой у него прогноз? Ставьте лайки и подписывайтесь на канал! Читайте также статью "так ли страшен рак?"