Найти в Дзене
godnotent

Интересные термины с картинками.

Оглавление

Эндога́мия — заключение брака в пределах определённой социальной группы или категории (например, сословия, касты, конфессиональной общности)

-2

Практика эндогамии

Эн­до­гам­ной груп­пой в родо­пле­мен­ном об­ще­стве обыч­но было племя. Эн­до­га­мия пле­ме­ни, как пра­ви­ло, со­че­та­лась с эк­зо­га­ми­ей вхо­див­ших в него родов и фра­трий. Рас­про­стра­не­на у неко­то­рых на­ро­дов, в част­но­сти, у пар­сов.

-3

Ещё в 1830-е годы Джордж Грей опи­сы­вал обы­чаи ав­стра­лий­ских або­ри­ге­нов, за­пре­щав­шие брак между ли­ца­ми, име­ю­щи­ми одно фа­миль­ное имя или общий то­тем­ный знак, ука­зав на ана­ло­гич­ный обы­чай у се­ве­ро­аме­ри­кан­ских ин­дей­цев, де­лив­ших­ся на то­тем­ные груп­пы и всту­пав­ших в брак толь­ко с ли­ца­ми не сво­е­го то­те­ма. Этому обы­чаю, наи­бо­лее рас­про­стра­нён­но­му между пер­во­быт­ны­ми пле­ме­на­ми, Мак-Лен­нан дал на­зва­ние эк­зо­га­мии, а про­ти­во­по­лож­ный обы­чай, когда брак обя­за­тель­но пред­пи­сы­вал­ся внут­ри соб­ствен­ной груп­пы (на­при­мер, у мань­чжу­ров за­пре­ща­лись браки между ли­ца­ми раз­ных фа­миль­ных про­звищ), на­звал эн­до­га­ми­ей.

-4

Льюис Мор­ган позд­нее доказал, что эн­до­га­мия и эк­зо­га­мия в зна­чи­тель­ной мере пред­став­ля­ют собой две сто­ро­ны од­но­го и того же яв­ле­ния. У всех до­сто­вер­но изу­чен­ных пер­во­быт­ных на­ро­дов эк­зо­га­мен толь­ко род или тотем, внут­ри ко­то­ро­го брак аб­со­лют­но за­пре­щён; по от­но­ше­нию ко всем осталь­ным родам пле­ме­ни не толь­ко не су­ще­ству­ет аб­со­лют­но­го за­пре­та брака, но, на­о­бо­рот, вне пле­ме­ни обыч­но брак не прак­ти­ку­ет­ся и у неко­то­рых пле­мён даже запрещается.

В го­су­дар­ствах Сред­ней Азии всё ещё силь­ны тра­ди­ции эн­до­гам­но­го брака. Азер­бай­джан­цы, ка­за­хи, кир­ги­зы, турк­ме­ны, уз­бе­ки от­но­сят­ся к тюр­ко­языч­ной общ­но­сти и до­пус­ка­ют браки внут­ри неё, а за её пре­де­ла­ми — нежелательными.

-5

Экзога́мия (др.-греч. εξω, exo — вне, снаружи + γάμος — брак) — заключение брака за пределами определённой социальной группы, чаще всего родственной (например, рода, фратрии, клана, линиджа). На ранних стадиях социальной эволюции была особенно жёстко санкционирована. Противопоставляется эндогамии. У некоторых народов (например, у китайцев) запрещены браки между однофамильцами, потому что одинаковая фамилия считается признаком патрилинейного родства.

Термины «эндогамия» и «экзогамия» введены шотландским исследователем брачно-семейных отношений первобытного общества Джоном Фергусоном Мак-Леннаном.

Льюис Генри Морган объяснял появление экзогамии необходимостью избежать вредных последствий от браков между кровными родственниками, Эдуард Тайлор и Клод Леви-Строс – стремлением расширить социальные контакты и установить отношения с другими социальными общностями. Большинство отечественных этнографов и историков первобытного общества полагали, что экзогамия была необходима для установления социального мира в коллективе, так как половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы. Дмитрий Алексеевич Ольдерогге считал экзогамию одним из следствий эпигамии.

-6

Дуальная экзогамия

Ду­аль­ная эк­зо­га­мия, в рам­ках ко­то­рой фор­ми­ро­ва­лась ро­до­вая струк­ту­ра пер­во­быт­но­го об­ще­ства, была ис­то­ри­че­ски свя­за­на с раз­ви­ти­ем эк­зо­гам­но­го груп­по­во­го брака. Эду­ард Тай­лор под­чёр­ки­вал, что ду­аль­ная эк­зо­га­мия пред­по­ла­га­ет раз­де­ле­ние людей на вза­и­мо­бра­чу­ю­щи­е­ся по­ло­ви­ны, и это яв­ля­ет­ся про­стей­шей, ис­ход­ной фор­мой экзогамии. Су­пру­ги для брака бе­рут­ся толь­ко из про­ти­во­по­лож­ной по­ло­ви­ны пле­ме­ни. Каж­дый муж­чи­на од­но­го рода за­ра­нее счи­тал­ся со­сто­я­щим в су­пру­же­ских от­но­ше­ни­ях с жен­щи­на­ми дру­го­го рода. В об­ще­ствен­но-важ­ных делах, сва­дьбах, по­хо­ро­нах участ­ву­ют пред­ста­ви­те­ли обеих по­ло­вин пле­ме­ни. При этом между двумя по­ло­ви­на­ми пле­ме­ни су­ще­ству­ет ри­ту­аль­ное про­ти­во­сто­я­ние, под­тру­ни­ва­ние, ко­то­рое осо­бен­но ясно про­яв­ля­ет­ся во время празд­нич­ных со­стя­за­ний.

-7

Рас­пад ро­до­вой ор­га­ни­за­ции неми­ну­е­мо ведёт к упразд­не­нию ду­аль­ной эк­зо­га­мии, ибо она опре­де­ля­ет ро­до­вую ор­га­ни­за­цию, яв­ля­ет­ся одним из её ос­нов­ных признаков.