Когда мы начали работать, то не было никаких сомнений, что наш центр будет территорией для всех, для людей с разными способностями и разными возможностями.
И мы это наше стремление не то чтобы использовали, рекламируя инклюзию, как некий изыск, а так получалось само собой, что на скрипке начала заниматься девочка с синдромом Дауна, а в группе, по развитию внимания, интеллекта и памяти (ВИП класс) занимались дети с т.н. ментальными нарушениями.
Все эти примеры были удачными. Девочка в итоге закончила обычную музыкальную школу по классу скрипки, один из мальчишек в этом году учится в 10 классе средней школы, а другой из обычной перешёл в школу 7 типа, где ему гораздо комфортнее.
Но что нам дал этот опыт?
Какие выводы мы сделали?
Два вывода "за" инклюзию:
1. Когда в группе обычных детей занимается ребёнок с особенностями, то это, в первую очередь, полезно для развития и воспитания здоровых детей.
2. Т.н. особый ребёнок получает новые возможности. Даже такие, которые считались невероятными. Девочка, которая с синдромом Дауна закончила музыкальную школу по классу скрипки тому пример.
Но не всё так просто.
Два вывода "против":
1. Если здоровым детям присутствие особого ребёнка на занятиях приносит только плюсы. То особый ребёнок может испытывать дискомфорт, так как ему сложнее общаться с другими детьми.
Поэтому обязательно необходимо готовить здоровых детей к такому общению.
Но даже при этом надо понимать, что реальных друзей особому ребёнку найти сложнее.
2. Особый ребёнок в среде здоровых детей требует особые условия. И это не только среда, которая облегчает физические трудности, но и сам темп, уровень программы. Такому ребёнку сложнее учиться по обычным программам. Нужно адаптировать и среду и темп обучения.
Сейчас мы готовы заниматься с разными детьми. Но особые случаи мы рассматриваем каждый раз отдельно. И кому то отказываем, понимая, что наши условия и наши компетенции порой не достаточны для организации полноценного обучения в некоторых случаях.