Мы узнали, как деструктивные пищевые привычки закрепляются под действием рецептуры продукта, рекламных и маркетинговых воздействий на потребителей. Повысить пищевую осознанность помогла Ирина Владимировна Мальцева.
Точка отсчета: что такое нормальное пищевое поведение
В норме для человека с правильным пищевым поведением еда — это только еда и ничего более. Он понимает разницу между голодом и аппетитом, и ест лишь столько, сколько необходимо, чтобы голод прошел.
На три-четыре часа здоровый человек забывает о еде после приема пищи. У него нет запретов по отношению к той или иной категории продуктов. Еда никогда не заменит для него живое общение с родными и друзьями, любимую работу или хобби.
Однако у каждого второго человека пищевое поведение нарушено. Расстройство наблюдается даже среди стройных людей. Нарушения являются следствиями когнитивных искажений — определенных жизненных позиций, навязываемых нам.
Спусковые крючки пищевой зависимости
Сознание потребителей завоевывается сочетанием сахара, соли и жира. Именно эти три компонента делают еду желанной.
Представьте хрустящий сдобный хлеб или золотистую кожу курицы-гриль:
Наш мозг ждет еды, предвкушая будущее удовольствие и всплеск гормона счастья дофамина. Но чрезмерная дофаминовая стимуляция истощает рецепторы к этому гормону в мозге, и нам требуется больше пищи, чтобы вызвать прилив счастья. Так формируется привычка переедать.
Нездоровое пищевое поведение закрепляется и на эмоциональном уровне. Реклама связывает еду со значимыми темами в жизни:
- любовь;
- самоидентификация;
- создание семьи;
- забота о детях;
- успех на работе;
- отдых.
Кроме того, мы реагируем на всевозможные маркетинговые приемы:
- подарки для детей внутри ярких коробочек йогуртов и соков;
- акции «два продукта по цене одного»;
- расположение вредной еды в витринах на уровне глаз.
Наше внимание привлекают и надписи «Обезжиренный», «Диетический», «Без холестерина», «Витаминизированный», «С бифидобактериями», «Не содержит сахара». Покупая продукцию с такими надписями, мы уверены, что приобретаем исключительно полезную пищу, и не читаем состав, не подозревая о потенциальных рисках.
Памятка, как правильно читать этикетки
- Ингредиенты перечислены в порядке убывания по количеству их содержания в продукте. Если сахар на первом месте в перечне компонентов, то его больше, чем остальных.
- Читайте этикетку до конца. Вредные вещества зачастую находятся и ближе к концу списка. Старайтесь выбирать продукты, состоящие из пяти и менее ингредиентов. Сравнивайте этикетки разных товаров.
- Если в перечне есть названия, которые вы не знаете, не покупайте такой продукт.
Что почитать по теме
1. 6 уловок супермаркетов, которые заставляют нас потратить больше денег>>
2. Михаил Гаврилов «Корпорация Еда».
3. Как мы незаметно для себя становимся зависимыми от фастфуда>>
5. Дэниэл Амен, Марк Хайман, Рик Уоррен «Полюби другую еду — улучши тело и работу мозга».