Найти тему
УОМ

Почему мы не можем устоять перед вредной едой? Гормональные и эмоциональные механизмы, объясняющие это

Оглавление

Мы узнали, как деструктивные пищевые привычки закрепляются под действием рецептуры продукта, рекламных и маркетинговых воздействий на потребителей. Повысить пищевую осознанность помогла Ирина Владимировна Мальцева.

-2

Точка отсчета: что такое нормальное пищевое поведение

В норме для человека с правильным пищевым поведением еда — это только еда и ничего более. Он понимает разницу между голодом и аппетитом, и ест лишь столько, сколько необходимо, чтобы голод прошел.

На три-четыре часа здоровый человек забывает о еде после приема пищи. У него нет запретов по отношению к той или иной категории продуктов. Еда никогда не заменит для него живое общение с родными и друзьями, любимую работу или хобби.

Однако у каждого второго человека пищевое поведение нарушено. Расстройство наблюдается даже среди стройных людей. Нарушения являются следствиями когнитивных искажений — определенных жизненных позиций, навязываемых нам.

Спусковые крючки пищевой зависимости

Сознание потребителей завоевывается сочетанием сахара, соли и жира. Именно эти три компонента делают еду желанной.

Представьте хрустящий сдобный хлеб или золотистую кожу курицы-гриль:

Корочка — это конечные продукты гликации, которые приводят к преждевременному старению кожи, других тканей и органов. Они сшивают между собой белки кожи — коллаген и эластин — нарушая их функции.
Корочка — это конечные продукты гликации, которые приводят к преждевременному старению кожи, других тканей и органов. Они сшивают между собой белки кожи — коллаген и эластин — нарушая их функции.

Наш мозг ждет еды, предвкушая будущее удовольствие и всплеск гормона счастья дофамина. Но чрезмерная дофаминовая стимуляция истощает рецепторы к этому гормону в мозге, и нам требуется больше пищи, чтобы вызвать прилив счастья. Так формируется привычка переедать.

Нездоровое пищевое поведение закрепляется и на эмоциональном уровне. Реклама связывает еду со значимыми темами в жизни:

  • любовь;
  • самоидентификация;
  • создание семьи;
  • забота о детях;
  • успех на работе;
  • отдых.

Кроме того, мы реагируем на всевозможные маркетинговые приемы:

  • подарки для детей внутри ярких коробочек йогуртов и соков;
  • акции «два продукта по цене одного»;
  • расположение вредной еды в витринах на уровне глаз.
-4

Наше внимание привлекают и надписи «Обезжиренный», «Диетический», «Без холестерина», «Витаминизированный», «С бифидобактериями», «Не содержит сахара». Покупая продукцию с такими надписями, мы уверены, что приобретаем исключительно полезную пищу, и не читаем состав, не подозревая о потенциальных рисках.

Памятка, как правильно читать этикетки

  • Ингредиенты перечислены в порядке убывания по количеству их содержания в продукте. Если сахар на первом месте в перечне компонентов, то его больше, чем остальных.
  • Читайте этикетку до конца. Вредные вещества зачастую находятся и ближе к концу списка. Старайтесь выбирать продукты, состоящие из пяти и менее ингредиентов. Сравнивайте этикетки разных товаров.
  • Если в перечне есть названия, которые вы не знаете, не покупайте такой продукт.

Что почитать по теме

1. 6 уловок супермаркетов, которые заставляют нас потратить больше денег>>

2. Михаил Гаврилов «Корпорация Еда».

3. Как мы незаметно для себя становимся зависимыми от фастфуда>>

4. Такая вредная полезная еда. Почему многие продукты, которые позиционируются как здоровые, на самом деле таковыми не являются>>

5. Дэниэл Амен, Марк Хайман, Рик Уоррен «Полюби другую еду — улучши тело и работу мозга».