Французский телевизор снова подбросил мне сюжет. Канал Франс 2 озабочен состоянием национального сельского хозяйства. Слишком много больших ферм, слишком много промышленного, массового производства в сельском хозяйстве. После Второй Мировой войны фермы были по 10-20 гектаров, теперь от 100 и выше, раньше одно хозяйство кормило 15 человек, теперь – 150. Результат, его мы знаем все – продукты теряют свои природные качества и порой становятся похожими на безвкусную жеванину. Чтобы избежать этого надо добавлять ещё больше химии, ароматизаторов идентичных натуральным и так далее.
Какой выход из сложившейся ситуации? Кто может конкурировать с поставленным на индустриальные рельсы аграрным бизнесом? Био! Так называют во Франции экопродукты, экологически чистые, без «грязных» добавок, растения, выращенные в небольших хозяйствах без химических удобрений, животные – в условиях, близких к естественными. Правда, название несколько странное, ведь по идее все продукты – биологические процентов на 99. Но не будем придираться к словам, попробуем посмотреть что это такое.
На биоферме, повторюсь нельзя использовать никакую химию, даже из лекарств допускается только гомеопатия и фитотерапия. Вот так, строго. Почва должна быть чистой от пестицидов и химудобрений в течение некоторого количества лет. Внешне всё выглядит очень серьёзно. Правда, никто не регламентирует обработку земель у соседей, а через грунтовые воды, как известно, в землю проникает всё, даже металлы со свалки, находящейся километров за пять. Я лично пробы, конечно, с биоплантаций не брал, но сам видел гордую табличку «BIO» прямо вдоль проезжей дороги во французском департаменте Сарт. А как же свинец, сера, и прочая дрянь из выхлопов?
Ну невозможно всё предусмотреть, ответят мне. Да, наверное, но вот посмотрел я на том же канале, в тех же новостях репортажик про маленькую семейную биоферму, и мне совсем не захотелось покупать мясо птицы от такого производителя. Посудите сами. Вот скриншот того, как живут биоптицы внутри ангарчика, гордо именуемого фермой.
Ей Богу, мне более симпатична картинка с птицефабрики «Безенчукская», там курам немного вольготнее.
А вот как вырываются «птички» из этого «биорая», чтобы погулять в естественных условиях. Тоже картинка ещё та.
Ведут хозяйство два брата, молодые, 25 и 28 лет. Они же и продают свой товар на рынке ближайшего города. Финансовый результат не особо. Даже, видимо, с учётом евродотаций, братья зарабатывают при неограниченном рабочем дне по 1000 евро в месяц, это в полтора раза меньше минимальной зарплаты для наёмных работников. Один на такие деньги во Франции проживёшь, но семью не прокормишь.
Исключение из технологической цепочки посредника, кстати, провозглашается одним из преимуществ биоагрикультуры. Правда, о запрете продаж продуктов «БИО» супер- и гипермаркетам никто не говорит. А именно они во Франции, как в России, кстати, больше всего «нагибают» производителей.
Так что же фермер будет продавать свои экопродукты сам, вытеснив с рынка мелкого торговца? Ага, особенно в Париже, будет ездить на Монмартр три раза в неделю за 100 километров по парижским пробкам! Ведь рыночная торговля, как бы её ни ругали, это отдельная профессия, совершенно другая работа и тоже не самая лёгкая. Пример братьев-птицеводов весьма красноречиво демонстрирует это. Несмотря на явную симпатию тележурналистов к ним, сами бы они не согласились жить на такие деньги с тамошней-то коммуналкой, с тамошними ценами на бензин! А может, лучше сделать так, чтобы каждый занимался своим делом? Фермер – сельским хозяйством, рыночный продавец –торговлей. Хочешь выращивай дорогое аутентичное «БИО», хочешь – на сотнях гектаров привычную биохимию. А ещё можно помогать не только деятелям «биодвижениям», но и всем малым хозяйствам, каковые ещё имеются во Франции. Главное, чтобы без обмана, тогда и потребитель сам решит, что лучше. Но те же братья на свои незавидные доходы вряд ли могут позволить себе любое «БИО», кроме своего.
P.S. Как-то попробовали мы там хлеб от биопроизводителя. Редкая, безвкусная, пресная гадость. Можно мне обычного со стандартным набором добавок? Такой уж уродился я, простите. С детства едим химию, и ничего живём, причём гораздо дольше, чем наши предки, питавшиеся исключительно натурпродуктом.
Правда, постепенно превращаемся в пластик, даже в пуповине младенцев его находят, ну и что. Эволюция.
Иван Карасёв