Найти в Дзене

Три части процессуальной сессии

Данная статья – сокращенный конспект теоретического сообщения, сделанного Райни Хаузером на первом модуле Швейцарской сертификационной программы по процессуальной работе. Выделяются три основные части структуры процесса. Кроме того, важно какой канал используется клиентом для выражения первичного и вторичного. Структура процесса включает структуру каналов. Важно замечать, какие каналы заняты первичным процессом и какие каналы заняты вторичным процессом. К примеру, у клиента заняты:  К примеру, заметив телесные ощущения в локте (канал ощущений), клиент начал трясти и вращать рукой (канал движения), а затем это проявилось в отношениях. Он сказал: «Наверное, мне нужно быть поосторожней, иначе, партнер может причинить мне боль». Таким образом, первичный процесс протекает по определенным каналам. Для того, чтобы развернуть процесс в сторону исцеления симптома, наша задача поддержать вторичный процесс, потому что он не поддерживается сознанием в повседневности, и в нём много неосознаваемой

Данная статья – сокращенный конспект теоретического сообщения, сделанного Райни Хаузером на первом модуле Швейцарской сертификационной программы по процессуальной работе.

Выделяются три основные части структуры процесса.

  • Первичное – это то, с чем себя человек идентифицирует.
  • Вторичное – это то, с чем себя человек не идентифицирует.
  • И есть фигура, которая останавливает человека, мешает ему перейти ко вторичному («Ты не того хочешь… Это совсем не по мужски – быть таким чувствительным…»).

Кроме того, важно какой канал используется клиентом для выражения первичного и вторичного. Структура процесса включает структуру каналов. Важно замечать, какие каналы заняты первичным процессом и какие каналы заняты вторичным процессом.

К примеру, у клиента заняты: 

  • Аудиальный (могут говорить, могут сами с собой разговаривать).
  • Визуальный (видят картинки, модели, конструкции, образы).
  • Канал чувственных телесных ощущений (проприоцептивный).
  • Симптом может проявлять себя в канале движения.
  • Симптом может проявляться в канале отношений.

К примеру, заметив телесные ощущения в локте (канал ощущений), клиент начал трясти и вращать рукой (канал движения), а затем это проявилось в отношениях. Он сказал: «Наверное, мне нужно быть поосторожней, иначе, партнер может причинить мне боль». Таким образом, первичный процесс протекает по определенным каналам.

Для того, чтобы развернуть процесс в сторону исцеления симптома, наша задача поддержать вторичный процесс, потому что он не поддерживается сознанием в повседневности, и в нём много неосознаваемой клиентом энергии и ресурса.  

Когда человек односторонне поддерживает некий образ себя (то, что он есть, свои первичные вещи), а другие части себя он воспринимает как неприятные раздражители, это и есть вторичный процесс, которому нужна поддержка в распаковывании, проявлении, осознавании.

Вторичный процесс обычно использует для проявления, предъявления себя канал чувств, канал телесных ощущений, канал движения, канал отношений, мировой канал (взаимодействие с группой людей).

Это типичная структура процесса, типичное распределение каналов на первичное и вторичное.

Например, если человек говорит: «Я чувствую себя хорошо… (или чувствую себя плохо)» – это значит, что канал телесных ощущений у него занят первичным процессом.

***

Системная парадигма: невозможно существовать в одиночку. Мы всегда взаимозависимы друг от друга. Человеческие существа находятся в отношениях со всем миром и всеми людьми. Это базовая вещь.

Очень часто первичный процесс вашего партнера отзеркаливает ваш вторичный процесс и наоборот. Очень застенчивый интровертированный человек может объединиться с общительным экстравертом. Пазлы складываются удачно. Другими словами, человек выходит замуж за свой вторичный процесс. Почему мы женимся? Потому что мы хотим войти в контакт со своим вторичным процессом. С какими-то частями самого себя. И партнер становится нашим дополнением. Мой процесс (суета и подвижность) очень хорошо дополняется моей женой, которая всегда спокойная, невозмутимая, неторопливая. Находясь рядом с женой, я расслабляюсь, успокаиваюсь, и вхожу в лучший контакт со спокойной частью самого себя.

Процессуальные терапевты верят в мудрость ощущений и переживаний. Существует юнгианская идея конечности: процесс сам в себе несет конечную мудрость. Наши процессы – они очень мудрые, гораздо мудрее, чем мы сами, гораздо мудрее, чем наше Эго. Вот почему наши конфликты знают про нас и наши процессы намного больше, чем мы сами про себя знаем. Я и мой партнер вместе намного мудрее, чем каждый из нас по отдельности.

Вера в мудрость напряжений, мудрость симптомов, мудрость конфликтов – это изначальная способность разрешать конфликты.

Даже в случае зависимостей - самое лучшее, что может происходить с человеком, самое худшее, что может происходить с человеком – это всё попытки достичь своей целостности.

Я в молодости был курильщиком. Вместо суеты и быстроты, я затягивался и успокаивался, сам процесс курения нес в себе изначальную мудрость. Я через этот процесс соединялся с чем-то глубинным, сущностным в самом себе. Я на какое-то мгновение оказывался наедине с самим собой. Это было бессознательно. Даже если мне на миллисекунду удавалось закрыть глаза во время курения, я на эту миллисекунду соединялся со своим телом.

И если я привнесу осознанность в этот процесс, разверну его, мне никотин и табак будут не нужны. Мне нужно это состояние расслабленности и уединения с самим собой.

Таким образом, в любой зависимости заложена попытка исцеления. Сама по себе любая зависимость (курение, алкоголь, наркотики) это что-то самоубийственное. Но тем не менее, в самой зависимости заложена попытка воссоединиться с тем, чего человеку очень не хватает.

И это полная противоположность ресурсно-ориентированных техникам.    

В рамках процессуального подхода существует убеждение о том, что существует мудрость процесса. Это эмпирическая реальность. Понаблюдайте за людьми, которые принимают наркотики. Какое состояние сознания ищут люди? В какое состояние человек пытается попасть? Это на самом деле такое состояние, какое им нужно в реальной жизни. Это то, чего им не хватает.

Как-то мой учитель внимательно понаблюдал за мной и сказал: «Ты что-то мало куришь. Тебе нужно больше курить».

Что он имел ввиду? Я больше курить не могу! А он настойчиво: «Кури больше!» Он имел ввиду – тебе нужно намного больше того состояния, которое вызывается курением. Только надо научиться получать это состояние не отравляя себя вредной химией.

Само по себе наркотическое вещество нам не нужно. Нам нужно особое состояние. И это особое состояние мы можем получать без наркотиков, без алкоголя и без табака. Мы отделяем необходимый человеку процесс от наркотического вещества. И этому будет посвящен модуль программы «Работа с измененными состояниями сознания».

***

Тело право! Никаких исправлений не нужно. Нужно больше внимания этому телу. Если у этого тела астма. Как вы ощущаете свою астму? Давление в груди.  И в процессуальной работе работать нужно с тем, что создает давление.

Большинство наблюдателей смотрят на астматика и видят жертву (привычно видят, это первичный процесс). Но на самом деле важно то, что давит на человека, важно обратить внимание на создателя симптома (на того, кто давит).

Клиент осознает свою силу, свою агрессию. Что-то понимает про своё детство. И осознает, что в жизни он скован. И что этот создатель симптома очень нужен ему в жизни. Это тот, кто возможно пространство себе расчищает. И в этом смысле этот толкатель-давитель-создатель симптома в нем самом уже сейчас присутствует. Но он направлен на него самого. Вместо того, чтобы быть направленным против той системы, которая клиента подавляет.

Очень часто помогает в работе с астмой такие процессы, где человек дает себе право расчистить для себя место и использовать силу давителя-толкателя-создателя симптома, чтобы тот работал на него.

***

Каждый семинар, каждый преподаватель в рамках сертификационной программы будет говорить вам те же самые вещи, только уже глубоко уходя в саму парадигму. Проблемы будут сами искать свои решения. И всегда будет работа с краями.

***

Ответы на вопросы:

  • Вторичный процесс практически всегда про то, что нам не хватает в данный момент. Иногда нам не хватает того, что не является нашей личной целью. Это цель наших родителей. Они тоже могут проявлять во вторичном процессе. В процессе терапии мы интегрируем эти недостающие части, недостающие процессы в нашу жизнь. Правильно ли я понимаю, что на этапе интеграции человек начинает понимать что это цели не его и начинает опираться на свои собственные цели.

Процесс индивидуации в Юнгианском смысле подразумевает все больше и больше становиться собой, а не условным собой. Человеку нужно больше осознавать свою силу, свой ранг.

  • Можем ли мы понять, что цели, которые мы себе ставим, это не наши цели. И что они при определенной проработке уйдут?

Это интересный вопрос. Например приходит человек на сессию и говорит: «Я хочу встать чувствительным человеком, я хочу научиться лучше чувствовать себя и других людей». В нашей модели, когда человек заявляет, что я хочу быть таким, это относится к первичному процессу. Точно так же когда человек не может принять решение – это относится к первичному процессу. А вторичный процесс – это не то, что вы говорите, а то что мы показываете между строк (например, ручка в руках ломается, интонации, жесты и т.д.). И в этом смысле для процессуального терапевта не так важно, что человек говорит, как то, что с ним происходит помимо его воли (неконтролируемо), что ему сниться, что проявляется во вторичных сигналах. В отношениях с клиентом терапевт начинает замечать какие-то чувства. И терапевт делает интервенции, исходя не из того, что как он думает, могло бы быть хорошей интервенцией. Терапевт пытается заметить и делает интервенции на основе, что происходит здесь и сейчас. Клиент говорит: «Я очень милый человек…», а его руки в данный момент сжаты в кулаки. Вот на эти кулаки терапевт направляет своё внимание.   

Улавливание вторичных процессов может происходить через речь клиента. «Я хороший человек, а мой начальник – дурак! Он меня бесит…» Информация о вторичном процессе может приходить к терапевту через поведение, жесты, через перенос. Как только вы узнаете клиента получше, у вас идет реакция на его поведение и чувства. Например, посреди беседы с этим милым человеком вы, как терапевт, вдруг чувствуете, что вы хотите дать в морду этому милому человеку. Потому что человек не соединяется (не интегрирован) со своей агрессией, и вы как терапевт начинаете проявлять эту агрессию вместо него. Или если клиент чувствует себя почти ничтожеством, терапевт рядом с ним может начать ощущать себя огромной горой. И важно уловить, что гора клиента использует терапевта (его тело, его чувства), чтобы проявить себя, чтобы оказаться замеченной.  

Итак, терапевт обращает внимание на сигналы в содержании, в поведении, в ощущениях и переживаниях в отношениях. И сортирует, какие сигналы более первичны, какие более вторичны.

И у терапевта появляются гипотезы о структуре процесса клиента. В ходе дальнейшей сессии терапевт корректирует собственные гипотезы.   

***

в центре ОЛЬВИЯ  
Швейцарская сертификационая программма по процессуальной работе
ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ РАБОТА В МОСКВЕ = НОВЫЙ ЦИКЛ ! 

http://pw-center.ru/

Райни Хаузер
Райни Хаузер