Семья, о которой я хочу рассказать, успела уехать из Грозного до начала войны. Русские массово бежали из Чечни, и они тоже, продали квартиру и, по совету старшего брата, поехали жить на Украину, в город Днепропетровск. В то время, в девяностые годы, отношения России с Украиной были хорошие, ну почему – то потянуло людей из одной союзной республики да в другую.
Глава семейства, Мария Ивановна, всю жизнь прожила в Чечне, там же и родилась. Если русские долго проживали в национальных регионах, они пропитывались духом того народа и принимали обычаи и традиции его, как свои собственные. И в этой русской семье сложился уклад, похожий на уклад жизни кавказских народов. Как известно, мать, родители – это святое, их положено слушать и почитать.
Муж Марии Ивановны погиб в молодом возрасте и часть забот о семье взял на себя старший сын. Он и помог матери и младшему брату (в то время ещё не женатому) купить дом в Днепропетровске и переехать.
Ничего, на самом деле, не связывало их семью с Днепропетровском. И дом они там купили хороший, и сын женился, но хотелось в Россию. Родная сестра Марии Ивановны жила не далеко, в Воронеже, и звала их туда, хоть на старости лет вместе пожить.
И тогда решили они снова переехать, в Россию, в Воронеж. К тому времени у младшего сына уже была семья: жена и трое детей. В 2000 году они продали свой хороший дом, загрузили мебель и вещи в контейнер и двинулись в путь.
Марии Ивановне в то время было 73 года, а женщина она была властная, любила командовать, всю жизнь начальником на заводе работала. И когда стали они переходить границу Украины с Россией, возникли проблемы с контейнером. Украинская таможня не препятствовала провозу багажа, а вот Россия почему - то не захотела принимать новых переселенцев с их скарбом. Возможно, условия оплаты за багаж были драконовские, точно не знаю, но, получилось так, что контейнер с мебелью они должны были на границе оставить, бросить.
В наше время это ситуация обыденная и те, кто переезжает в другой город, попросту распродают своё хозяйство, либо так оставляют, а на новом месте покупают всё заново.
И вот в такую сложную ситуацию выбора они попали. Возвращаться назад – дом продан, некуда. Ехать вперёд – без мебели. И тут бабушка, в то время уже больная, что называется: «встала в позу», без своей родной мебели, ехать куда – либо, она отказалась.
Молодые: старший брат (приехал, чтоб помочь с переездом), младший с женой и тремя детьми, так и сделали бы, оставили бы этот контейнер с мебелью на границе, а бабушка упёрлась – и ни в какую.
И пришлось им назад поворачивать, снимать временное жильё, искать и покупать новый дом. Противиться матери они не могли, сыновья её на «вы» называли и строго: матушкой.
Так и осталась семья на Украине навсегда.
Дети выросли, украинский язык стал для них родной. И мечта переехать в Россию осталась несбывшейся. А Бабушка, Мария Ивановна, после этого события прожила всего 3 года. Спрашивается: «Дались ей эти старые шкафы и кровати, из-за которых её дети и внуки стали теперь украинцами? Она ведь уже никогда не узнает, как испортились отношения между Россией и Украиной и что её дети, родные братья, живут теперь порознь, в этих, враждующих между собой государствах!
Принимать важные судьбоносные решения должны молодые, те, кому жить дальше, а не старики, у которых жизнь уже близится к завершению.
И у меня тоже был подобный опыт в жизни: по совету своей старой тётушки я приехала в Приморский край. Живу здесь более двадцати лет, и до сих пор жалею о переезде, не смогла я привыкнуть и полюбить эти места. А советы стариков нельзя принимать близко к сердцу, теперь я точно это знаю, проверено на себе!
А что вы думаете обо всём этом? Считаете ли вы, что «молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт», как в старой всеми забытой песне? Или, у нас, как всегда, всё не так как хотелось бы?
Пишите комментарии! Ставьте лайки!
И, спасибо за то, что читаете мои публикации!