Как гласят самые ранние свидетельства и упоминания о моррисе и его предшественнице мореске, первое музыкальное сопровождение танца составлял инструмент под названием пайп-энд-тэйбор, состоявший из небольшого барабанчика-тамбурина и дудочки, на которых параллельно играл один музыкант.
На заре XV века мореска распространилась по всей Европе в качестве модного придворного развлечения. Знойные смуглокожие танцоры из Азии, Африки и со Среднего Востока истово отплясывали под звуки пайп-энд-тэйбора. В те времена тамбуринщики, исполнявшие музыку для танцев, развлечений и праздничных процессий, были неизменными участниками любого торжества, желанными гостями при любом дворе.
Во второй половине XV столетия мореска породила множество производных, исполнявшихся уже не экзотическими чужестранцами, а опытными придворными танцорами. Музыку к новым танцам играли на все тех же пайп-энд-тэйборах.
В Англии мореска развилась в танцы моррис, и к к XVIII веку они приобрели вид, близкий современному. Основным музыкальным инструментом, сопровождавшим моррис, все еще оставался пайп-энд-тэйбор, хотя в других музыкальных сферах он постепенно уступал позиции более сложным и изысканным инструментам.
К середине XIX века классических тамбуринщиков почти не осталось. В то время как старые музыканты умирали, новых желающих поддержать древнее ремесло появлялось все меньше. Некоторые команды морриса делили тамбуринщиков между собой, тогда как другие стали привлекать исполнителей с более современными инструментами, такими как скрипка и концертина. Однако сами танцоры по-прежнему предпочитали старый добрый пайп-энд-тэйбор. Исполняя мелодию на дудочке, музыкант одновременно выдерживал на тамбурине четкий ритм для танцоров, что гораздо сложнее сделать на мелодических инструментах вроде скрипки.
К концу XIX века моррис и его музыка почти исчезли с лица земли, а Первая мировая война уничтожила большую часть оставшихся команд. Последним настоящим тамбуринщиком в моррисе был Джо Пауэлл из Бакнелла. Джо играл на короткой дудочке в строе «ре» и небольшом легком тамбурине.
В 1920-х Пауэлла посетили видные реконструкторы морриса Расселл Уортли и Кенуорти Шофилд. Оба были настроены возродить старинные традиции игры на пайп-энд-тэйборе. Уортли выработал стиль, тесно связанный с традицией исполнения музыки для морриса на футбольных состязаниях. Предпочтение он отдавал небольшому барабану и короткой дудке.
Кенуорти Шофилд заимствовал идеи из старинной музыки, а также с континента, чтобы создать новый музыкальный стиль и, фактически, новый инструмент. Для игры он использовал высокий (примерно 25х25 см) тамбурин родом из Страны Басков. Кенуорти попросил своего друга из команды St. Albans Morris помочь ему изготовить новую латунную дудку. В отличие от «футбольного» стиля Уортли стиль игры Кенуорти имеет в основе четкий и повторяющийся рисунок.
Оба музыканта вдохновили других продолжить их дело, и вскоре возрос спрос на пайп-энд-тэйборы. В сотрудничестве с Барнсом и Маллинсом Уортли разработал новую дудку в строе «ре» на базе ирландских жестяных вистлов. Танцоры из St. Albans Morris начали собственное производство инструментов по модели Шофилда: Джим Джонс изготавливал дудки из нержавеющей стали, а Билл Уорден — барабаны. После безвременной смерти Уордена производством занялся Майк Чендлер.
Начиная с 1970-х Берт Кливер и Майк Чендлер вывели стиль Шофилда на ведущий уровень, и он стал главенствующим среди подходов к игре на пайп-энд-тэйборе в моррисе. Однако пайп-энд-тэйбор давно перестал быть ведущим музыкальным инструментом в моррисе, уступив место мелодеону, а также англо-концертине, аккордеону и скрипке.
Из-за артрита Джим Джонс был вынужден прекратить изготовление дудок по модели Шофилда, но инструменты поколения Рассела Уортли все еще производятся. А Майк Чендлер по-прежнему создает тамбурины на основе инструмента, позаимствованного Шофилдом из Страны Басков.
Источник:
Pipe and Tabor in the Morris by Steve Rowley (2008).
Перевод Милады Леоновой под редакцией Виктории Капраловой специально для Happy Kelpie.