Проекты давно и прочно вошли в школьную жизнь. И сразу же начались непримиримые споры об их нужности, важности и целесообразности.
Те, кто внедряют проекты, говорят о том, что они чрезвычайно полезны (во всех смыслах). Противники (большая часть родителей, часть учителей и детей) утверждают, что это бесполезная трата времени: «Только голову морочат, лучше бы нормально уроки учили!». Хотя обычная домашняя работа – это тоже проект.
Я считаю, что проекты и нужны, и важны. Но при правильном их понимании и использовании.
Ко мне иногда приходят ученики на перемене с просьбой «быстренько» распечатать проект, а то «сейчас уже математика, а я не распечатал», благо принтер у меня всегда «заряжен».
Смотрю, что же он принёс. В лучшем случае это доклад по какой-либо теме (Биография Пифагора, История чисел и т.д.). Часто это просто скаченная статья с Википедии, даже шрифт и ссылки не изменены. Ладно, думаю, ребёнок не виноват, что ему не объяснили.
Может, он всё это выучил (хоть какая-то польза)? Спрашиваю, что дальше будет с твоим «проектом»? Оказывается, ничего: «Учительница в папку их складывает».
Вот таких «проектов» быть не должно. Вообще. Пользы в них нет ни предметной, ни развивающей. Только дискредитация самого понятия «проект».
Правильно организованный проект учит ребёнка чётко ставить цель, планировать работу над её реализацией (этапы, время), подбирать, отбирать, классифицировать информацию; чётко и логично фиксировать и описывать свои действия; воплощать собранные данные в конкретный продукт; уметь представить свою работу перед публикой и защитить его.
Скажете, это всё не нужные в современном мире умения? Самые что ни на есть нужные!
А если тема проекта ребёнку интересна (а к этому нужно стремиться всегда), то он получает все эти умения и ещё массу полезной информации не на нудных и скучных уроках, а в процессе самому же интересной деятельности. Учёба становится ненавязчивой и интересной.
Конечно, нужно учитывать многое: и возраст детей, и их способности, и время. Задавать проект, который потребует 3-5 часов работы, «на завтра» нельзя. Это опять же будет формальность (или родители всё сделают, а потом будут проклинать и проекты, и всё современное образование). И количество проектов должно быть разумным, иначе пропадает их значимость. Лучше сделать несколько, но с интересом, с отдачей, чем много, но «для галочки».
Здесь многое, очень многое зависит от учителя. Он сам должен понимать и цели такой работы, и саму методику. Тогда, поверьте, не будут проекты ненавистными и тягостными.
Но мы, учителя, сами ещё только всё это осваиваем. Бывают и ошибки.
А некоторые и не хотят осваивать. Отрицать проще, чем учиться.
Друзья! Подписывайтесь на канал - будем вместе!