Наркомания, алкоголизм и табакокурение у детей, подростков и молодежи приобретают характер эпидемии. Справиться с этими проблемами с помощью здравоохранения и правоохранительных органов невозможно. Нужны значительные усилия системы воспитания и образования.
В результате проведенных исследований (Зайцев, Зайцев, Ткачук) определен основной личностно-психологический фактор, обусловливающий предрасположенность людей к употреблению психоактивных веществ (ПАВ), – это деформации в их мотивационной и смысловой сфере.
Деформации в мотивационной сфере выражаются в том, что у человека вытесняются базовые потребности в саморазвитии, самопознании, самоопределении и доминирующими становятся ложные мотивы в «острых ощущениях негативного свойства».
А деформации в смысловой сфере проявляются в противопоставлении ценностей (познания, творчества, здоровья, счастья и др.), которые у нормального (воспитанного) человека гармонично связаны между собой.
Деформации в побудительной (мотивационной и смысловой) сфере, в свою очередь, отрицательно сказываются на личностном развитии, социальном поведении, отношении к собственному здоровью и находят свое выражение в самовредительстве и вредительстве другим людям.
Приведенные данные дают основания считать, что предрасположенность людей к приему ПАВ обусловлена главным образом их недостаточным или неправильным воспитанием в детстве, отрочестве и юности.
В значительной мере это относится к традиционной школе, где, как правило, не занимаются должным образом воспитанием детей, а продолжают настойчиво (принудительно-информационным способом) формировать ЗУНы, что противоречит базовым потребностям обучающихся – деформирует их мотивационную, а затем и смысловую сферы.
Важно также отметить, что в школе не мотивируют детей вести здоровый образ жизни и не «учат здоровью» должным образом. В школе просто нет соответствующего предмета «Культуры здоровья» (Валеологии).
Валеология – наука, практика и учебный предмет по формированию, укреплению и сохранению здоровья человека.
Да, в школе есть предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Но этот предмет, основанный на не жизнеутверждающей идее и на принудительном обучении, в купе с другими предметами вызывает противоположный эффект – формирует психологическую базу для образования вредных привычек и социально опасного поведения.
Таким образом, актуальной становится задача разработки новой модели школы, призванной обеспечить воспитание здоровой личности. Важным структурным компонентом такой школы должна стать образовательная программа по культуре здоровья (валеологии), направленная на формирование у обучающихся устойчивой мотивации здорового образа жизни – защиты от наркомании и других социальных заболеваний.
……
Кроме фактора «неполноценного воспитания» приему ПАВ, как показывают другие исследования (Николаенко), способствует биологическая предрасположенность к ним.
Анализ биологической роли эндогенных (вырабатываемых в самом организме) ПАВ в жизнедеятельности человека указывает на значимость оптимального уровня этих веществ для нормального функционирования его организма и регуляции психики. На этой основе сформулирован биологический механизм формирования предрасположенности к потреблению ПАВ: в результате преобладания в рационе детей, подростков и молодежи быстро окисляемых углеводов и выраженного дефицита растительных белков, натуральных витаминов, клетчатки и сырья для брожения происходит резкое снижение уровня эндогенных ПАВ; это в свою очередь приводит к неадекватным для растущего организма гипер- и гипогликемическим колебаниям, провоцирующим значительные психические изменения (в форме быстро сменяемых приступов «счастья» и «несчастья», «агрессии» и «апатии»), что побуждает к асоциальным поступками, в том числе, к приему наркотических веществ.
Таким образом, для предупреждения употребления ПАВ принципиально важное значение приобретает еще одна задача – разработка и внедрение системы валеологически обоснованного питания для школьников и обучение их основам здорового питания на уроках культуры здоровья (валеологии).
P.S.
На канале «Воз сена» опубликовано немало статей на данную тему.
Когда учителя ничего не знают;
Нам нужна новая педагогика;
Человек бессознательный;
Школьники хотят любить;
Учитель, воспитывающий;
"Двоечник" и министр;
Почему подростки бросают учебу и уходят из дома;
Не окажутся ли горячие обеды школьников на помойке;
и др.
Однако должной реакции нет. Может, настала пора судить косвенных виновников? Ведь врачей уже судят за нанесенный вред здоровью пациентов.