Не так давно разразился скандал между студией Maincast и стримером Iceberg. Причина скандала - Айсберг транслировал квалификации ESL без какого-либо разрешения. Мейнкаст имеет эксклюзивные права на вещание всего турнира.
В киберспорте почему-то принято решать все вопросы на доверии, а не путем грамотных контрактов. К чему приводит это доверие, показала ситуация с Зайцем.
Блогер Morf решил посмотреть на конфликт студии и стримера с точки зрения юриспруденции, вооружившись помощью юриста.
Для тех, кому лень смотреть, я сделал краткую выжимку видеоматериала в текстовом виде.
Киберспорт в рамках закона
Но что если взглянуть на конфликт Айсберга и Мейнкаста через призму закона Российской Федерации? Киберспорт с 2016 года является официальным спортом.
Это означает, что все положения закона распространяются не только на обычный спорт, но и на киберспортивный.
Небольшой момент - Айсберг и Мейнкаст являются субъектами Украины, но для условности, простоты и наглядности предположим, что они попадают под законы РФ.
Хоть Айсберг и стримил американские квалификации - это не имеет никакого значения для закона. Важно местоположение нарушения, а не место проведения турнира.
Плюс ко всему, между ESL и Maincast был заключен вполне реальный договор по передачи эксклюзивных прав на трансляцию мероприятий в России и странах СНГ, куда включена Украина и Грузия.
Именно поэтому все возникающие конфликтные ситуации между Мейнкастом, Айсбергом и Твичом должны разрешаться по законам РФ, а не по правилам Valve. Valve тут вообще никакой силы не имеют.
ФЗ "О физической культуре и спорте РФ"
Уточнение - кофликты регулирует Федеральный закон "О физической культуре и спорте Российской Федерации". По сути Мейнкаст может подать на Айсберга в суд, основываясь на статьях 20 и 36.3.
Пункты статьи 36.3:
4) "о заключении, об изменении, о прекращении и об исполнении договоров, заключаемых между субъектами физической культуры и спорта в профессиональном спорте и спорте высших достижений"
9) "о делегировании прав на проведение спортивных соревнований"
Пункт статьи 20:
5) "Права на освещение физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий могут быть использованы третьими лицами только на основании разрешений организаторов физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий или соглашений в письменной форме о приобретении третьими лицами этих прав у организаторов таких мероприятий."
Согласно закону, судебные разбирательства должны быть рассмотрены соответствующим органом: Федерация компьютерного спорта России. Но такого органа у нас нет, поэтому все разбирательства регулируются исключительно контрактом между ESL и Maincast.
Так или иначе в контракте должно быть указано, в каком суде должны решаться конфликтные ситуации.
То есть вы уже должны начать понимать, насколько киберспорт сейчас юридически несовершенен. Мало того, что сами организации не пытаются защитить самих себя путем составления правильных контрактов, так еще и Федеральный Закон недостаточно полно регулирует киберспортивную деятельность.