В начале 7 века Римская империя (Восточная, разумеется) находилась на пике расцвета. Война с Ираном, проходившая с 602 по 628 гг., закончилась блистательной победой императора Ираклия. В Константинополь вернулась величайшая христианская реликвия – Крест Господень, поздравительные письма приходили даже из Индии. Деньги снова полились рекой, римский флот прочно владел Средиземным морем, а престиж Византии как центра мировой цивилизации взлетел до небес.
Разве что для восстановления армии после достаточно тяжелой кампании, которую Гумилев называл «Мировой войной VII века», требовалась пара десятков лет. Однако никаких серьезных угроз на границах Империи не наблюдалось: главный многовековой враг повержен, гунны и авары канули в Лету, лангобарды и вестготы довольствовались маленькими кусочками территорий в Италии и Испании, на Аравийском полуострове жили только разрозненные племена кочевников, способные лишь воевать между собой да грабить торговые караваны…
WAIT OH SHI…
Ликующие римляне полностью прозевали объединение арабов под властью Мухаммада. Никаких мер по предотвращению вторжения мусульман Константинополь не предпринял – юго-восток Империи прикрывала лишь крепостная стена в Сирии, рассчитанная на противостояние полудиким племенам навроде британских пиктов, но никак не полноценной армии фанатичных, мобильных и хорошо вооруженных конных лучников. Ослабленные византийские и тем более персидские армии начали сливать арабам вообще все сражения и терять ключевые территории одну за другой.
Так, в 635 г. пал Дамаск, в 637 – Иерусалим, а в 641 – Александрия. Потеря сразу Египта, Палестины и Сирии – житницы и научного центра Средиземноморья – подкосило римлян, а арабам дало возможность строить свой флот и начинать доминировать на море. Уже в 660-е гг. арабы заняли Крит, Кипр и Родос, и только «греческий огонь» помешал им высадиться в Константинополе. Несмотря на ожесточенное сопротивление римлян и берберской королевы(!) Кахины, в 698 г. пал Карфаген, что ознаменовало потерю Северной Африки для христиан.
Это был крах. Наиболее ценные в экономическом плане провинции Римской империи перестали быть частью Pax Romana, что полностью сломало его экономическую систему. Появление у мусульман сильного флота с базами в Тунисе, Египте и на островах Средиземного моря подорвало морскую торговлю. Несмотря на то, что продовольствие и всякие ценные товары на захваченных арабами римских землях продолжали производиться, отправлялись они уже в Аравию, Персию и Индию, но никак не в Европу. А византийцам для продажи своих собственных продуктов приходилось искать другие, менее удобные пути (например, путь «из варяг в греки» появился именно так).
Это тут же сказалось на европейском быте. Папирус, пряности, благовония и оливковое масло пропали из повседневной жизни. Священники перешли от масляных лампад к восковым свечкам, монетные дворы стали постепенно переходить с золота на серебро, вымерли такие профессии, как ростовщики и крупные купцы (за немногочисленным исключением в виде евреев, которых одинаково терпели и арабы, и христиане).
Прекращение поставок папируса и пергамента привело к тотальной неграмотности. Если короли династии Меровингов были весьма просвещенными монархами, поддерживавшими развитие культуры и искусства, то Пипин Короткий и Карл Великий уже не умели ни читать, ни писать. Духовенство погрузилось в тяжелейший упадок: из церквей повыносили все ценное, а священники перебивались мелкой торговлей и натурально голодали.
Единая система мер и весов, а также единая денежная система испарились. Вместо римского золотого солида, ходившего по всему Средиземноморью, в оборот вошли мелкие серебряные деньги, использовавшиеся для расчетов на мелких сельских рынках: денарии, су и ливры. Золото, а с ним и крупная оптовая торговля, исчезло до XII века.
Исчезновение золота и общий экономический кризис обрубили поток налогов в государственную казну. Какие-то повинности (как подушная подать и почтовые сборы) еще сохранялись, но их объем не шел ни в какое сравнение с доходами V-VI веков. Не было больше службы земельного кадастра, не было сборщиков налогов и составителей списков плательщиков и неплательщиков, не было финансовых контролеров и ревизоров; соответственно, не велось больше записей и архивов, не существовало финансовых учреждений, не было бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Единственным капиталом королей оставалась земля, а так как Европа постоянно воевала с арабами и была вынуждена щедро жаловать аристократии новые территории – капитал этот таял на глазах. Феодалы правили на своей земле сами и не нуждались в наличии короля.
Так сформировался новый, всратый и изолированный быт Европы, именно такой, каким мы знаем Средневековье. Как же Европа окончательно порвала с Римской империей не только в экономическом, но и политическом плане – узнаем в продолжении, которое следует.
Автор - Александр Федоров
Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2