В недавней публикации я делилась своими секретиками подготовки к 26-му заданию, проверяющему умение одиннадцатиклассников различать средства выразительности.
На первом этапе прошу учеников обращать внимание на подсказки, содержащиеся в самой формулировке задания. Что мы ищем: ТРОП, ПРИЁМ, СИНТАКСИЧЕСКОЕ средство, ЛЕКСИЧЕСКОЕ средство или ФОРМУ РЕЧИ?
Сегодня поговорим о ПРИЁМАХ, некоторые из которых одиннадцатиклассники без труда находят, например:
- противопоставление
- лексический повтор
- цитирование
- вопросно-ответную форму изложения.
С остальными сложнее. Термины для многих школьников звучат устрашающе непонятно, но, познакомившись с ними, одиннадцатиклассники убеждаются, что "не так страшен чёрт, как его малюют" и не так сложно 26-е задание, как многим поначалу кажется.
Итак, ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ. Если я скажу одиннадцатикласснику, что это "конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связанного интонационно и на письме текста на несколько пунктуационно самостоятельных отрезков", ученику вряд ли станет легче. Поэтому я объясняю простыми словами, чтобы даже не отличник понял. Парцелляция - это членение предложения на отдельные кусочки, каждый из которых оформляется как самостоятельное предложение, то есть пишется с заглавной буквы и заканчивается точкой либо восклицательным (вопросительным) знаком. Возьмём в качестве примера несколько фрагментов из уже знакомого моим постоянным читателям текста В.Дудинцева "Встреча с берёзой."
(7)И тогда я не верил в мужские слезы, гордился собою, потому что ни одна слезинка не падала из моих возмужалых глаз. (8)Но что-то изменилось. (9) Потом. (10)На войне.
Мы же понимаем, что предложения 9 ("Потом") - 10 ("На войне") сами по себе законченной мыслью не являются. Они продолжение предложения 8, но оформлены как самостоятельные предложения. Значит, это парцелляция.
(12)А через день, когда я расставался со своим другом ... - зажмурился тогда я, вздохнул и заплакал. (13)Не стесняясь.
Предложение 13 является частью 12-го. Опять парцелляция.
Ещё два "страшных" слова для одиннадцатиклассников - ЭПИФОРА и АНАФОРА. Не бойтесь их. Они хорошие. Анафора - это повтор одного и того же слова (или группы слов) в начале смежных предложений (или стихотворных строк).
(17)Прочитал: «Когда-то у той вон калитки мне было шестнадцать лет, и девушка в белой накидке сказала мне ласково: «Нет». (18) И запнулся. (19)И дышать стало трудно. (20)И сколько ребята ни просили, не стал читать дальше и накрылся одеялом с головой. (21)И заплакал. (22) И вспомнил свою историю, которая до сих пор не имеет конца.
Предложения 18-22 начинаются с союза "И". Это и есть анафора. Эпифора (повтор одного и того же слова в конце предложения или стихотворных строк) встречается гораздо реже. Но в некоторых стихотворениях её можно обнаружить. Если постараться (так увлеклась, что сама начала парцеллировать).
"В огромном городе моем - ночь.
Из дома сонного иду - прочь.
И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь".
Обещала ещё с ОКСЮМОРОНОМ вас познакомить. Он тоже милый и нестрашный. Он умеет сочетать несочетаемое. Этот приём любят использовать авторы в названиях своих произведений: "Живой труп", "Горячий снег", "Мёртвые души".
А на сладкое - ИНВЕРСИЯ. Это перестановка слов с целью смещения смысловых оттенков. В русском языке, в отличие от английского или немецкого, нет прямого или обратного порядка слов. Но есть более привычное их расположение и менее привычное. Например, в русских предложениях более привычно располагать подлежащее перед сказуемым, а определение - перед определяемым словом. Возвращаемся к тексту В.Дудинцева:
"Я знал, что война будет и что враг мой готовит где-то оружие, и был готов к встрече".
"Будет война" - это обычный порядок слов, "война будет" - уже инверсия. "Мой враг" - привычно, "враг мой" - инверсия.
Пишите, с какими ещё приёмами вас познакомить.
Если кто-то хочет прочитать текст В.Дудинцева целиком и поискать в нём средства выразительности, вам в помощь статья "Автор поднимает проблему войны" (немного о том, как не надо формулировать проблему в тексте военной тематики).
С сочинением в формате ЕГЭ по этому тексту можно ознакомиться здесь.
Об остальных средствах выразительности можно прочитать в статьях: "Просто о сложном (разбираем 26-е задание ЕГЭ)"
"Готовимся к 26-му заданию: тропы, их виды"