Нет, нет, у самого Ивана Андреевича, когда она написал басню "Мыши", проблем с ее публикацией, скорее всего, не возникло.
Басня издавалась и после смерти ее автора. В 1911 году в Петербурге вышло красочное издание басен Крылова с иллюстрациями А. К. Жаба.
Это единственная книга, где мне удалось найти иллюстрацию к басне И. А. Крылова "Мыши".
Чем меня эта басня так заинтересовала? Прочтите текст.
«Сестрица! знаешь ли, беда!»
На корабле Мышь Мыши говорила:
«Ведь оказалась течь: внизу у нас вода
Чуть не хватила
До самого мне рыла».
(А правда, так она лишь лапки замочила.)
«И что диковинки — наш капитан
Или спохмелья, или пьян.
Матросы все — один ленивее другого;
Ну, словом, нет порядку никакого.
Сейчас кричала я во весь народ,
Что ко́ дну наш корабль идет:
Куда! — Никто и ухом не ведет,
Как будто б ложные я распускала вести;
А ясно — только в трюм лишь стоит заглянуть,
Что кораблю часа не дотянуть.
Сестрица! неужли нам гибнуть с ними вместе!
Пойдем же, кинемся, скорее, с корабля;
Авось, не далеко земля!»
Тут в Океан мои затейницы спрыгнули
И — утонули;
А наш корабль, рукой искусною водим,
Достигнул пристани и цел, и невредим.
Теперь пойдут вопросы:
А что же капитан и течь, и что матросы?
Течь слабая, и та
В минуту унята;
А остальное — клевета.
Несколько лет назад на одном интернет-портале, где обсуждались малоизвестные произведения известных писателей и поэтов, произошел казус. Я выложила туда понравившуюся мне басню И. А. Крылова "Мыши", а на следующий день, когда зашла на страничку, чтобы увидеть комментарии и мнения, своего поста там не обнаружила. Мою заметку без объяснения причин удалила администратор страницы, дама почтенного возраста...
Почему написанная 200 лет назад басня могла кому-то помешать? Однозначно сказать не берусь, но есть некоторые соображения. Живя в парадигме, что все люди, начиная с верховной власти и заканчивая ближайшими соседями и родственниками, в той или иной степени недостойные, человек деградирует, теряется, потому что перестает предъявлять к себе требования. Мол, если все плохие, то какой толк что-то делать, чтобы быть хорошим? При отсутствии цензуры на государственном уровне эта опасная парадигма повсеместно насаждается под видом правды, а все, что может хоть как-то этому воспрепятствовать, либо опошляется, либо уничтожается.
Почему эта парадигма опасная? А вы представьте себе, каково это - понять, что жизнь, потраченная на неприятие и осуждение других, прожита зря, исправить уже ничего нельзя, а тот факт, что кто-то другой был как будто бы хуже вас, ничего не значит...
В заключении - несколько слов об Альфонсе Константиновиче Жаба, нарисовавшем иллюстрации ко многим басням Крылова. Он родился в 1878 году в Тбилиси. После окончания Высшего художественного училища при Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге много путешествовал по стране, создал живописную серию "Крайний Север".
После революции Альфонс Жаба писал картины на тему новейшей истории и советского быта. Продолжал путешествовать, на своих пейзажах запечатлевал различные уголки нашей огромной страны. Иллюстрировал детские книги для издательства "Радуга".
Во время Великой Отечественной войны Альфонс Жаба находился в блокадном Ленинграде и сотрудничал в творческом объединении "Боевой карандаш", выпускавшим в осажденном городе агитационные плакаты и сатирические рисунки. В феврале 1942 года художник Альфонс Жаба погиб под обстрелом и был похоронен на Введенском кладбище.
Уважаемые друзья!
Подписывайтесь на канал Смотри в Корень. Разборы и расследования на основе первоисточников, а также рассказы о незаслуженно забытых литературных произведениях ждут вас.
Смотрите также