Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

У нас есть план (с). Эволюция военного планирования союзников перед началом ВМВ.

Война — серьезное мероприятие, в которое вовлекаются миллионы людей. Для нормального ведения военных действий в мирное время разрабатываются планы вступления страны в войну. Планы строятся с учетом своих возможностей, возможностей потенциальных противников и союзников.

Если перед Первой мировой войной французские военные планы были достаточно агрессивными и подразумевали «возвращение» захваченных Германией в ходе Франко-Прусской войны территорий, то межвоенные планы были направлены в первую очередь на сохранение статус-кво.

В своем планировании, французы исходили из того, что мобилизационный потенциал Германии выше французского, (в 1940 году во Франции было 4.3 миллиона мужчин в возрасте 20-34 лет, Германия имела 9,4 млн человек (в границах 1939 года, в границах 1937 года численность мужчин призывного возраста составляла 8,3 млн человек), промышленное производство Германии вдвое превосходило французское). Франция имела военные союзы с Бельгией (1920 год), Польшей (1921 г.) и Чехословакией (1924 г.) По французским оценкам суммарный военный потенциал Великобритании, Франции и Бельгии примерно равнялся немецкому, с учетом восточных союзников «антинемецкий» блок был несколько сильнее, однако политические реалии исключали Бельгию из союза, а союз с Великобританией рассматривался как ситуационный.

До 1928 года французские военные планы имели наступательный характер, после 1928 года — оборонительный, причем по мнению французских стратегов Германия свой первый удар наносила по Франции, оставляя против восточных союзников незначительные заслоны. Проблема Франции заключалась в том, что главные экономические районы страны находились недалеко от границы, и оборона этих районов не допускала серьезного тактического отступления.

Период 1919-1924 годов во французском военном планировании исходил из тяжелого положения Германии по условиям Версаля и наилучшим состоянием армии Франции. Франция имела военный союз с Бельгией, с Польшей, и довольно хорошие отношения с Чехословакией. Армия Франции, находившаяся в наилучшем состоянии поле ПМВ могла выставить 80 дивизий, укомплектованных резервистами, имевшими трехгодичный срок службы. Бельгия могла выставить 12 дивизий. План «Р» разработанный в 1920 году подразумевал решительное наступление франко-бельгийских войск и срыв немецкой мобилизации путем захвата Рурского промышленного района (де факто союзники оккупировали Рур в 1923 году с целью принуждения Германии к выплате репараций).

В 1923 году во Франции был разработан новый план получивший название план «А». Этот план уже подразумевал полномасштабную войну с Германией, однако он все еще имел наступательную направленность. При разработке этого плана французы учитывали следующие нюансы: во первых, на фоне Раппальских соглашений подразумевался возможный союз СССР и Германии, что ставило в тяжелое положение Польшу — союзника Франции, которая все еще считалась ослабленной после советско-польской войны. Однако Германия, по мнению французских стратегов все еще находилась на стадии технического отставания, вследствие действия ограничений Версаля, что позволяло Франции рассчитывать на успех своего наступления. План «А» подразумевал быстрый захват Рейнланда, армиями мирного времени Франции и Бельгии, и последующее наступление на двух операционных направлениях — на юге — с целью соединения с Чехословакией, на севере — захват Берлина и прорыв на помощь Польше. Франция могла выставить 90 дивизий (укомплектованных резервистами с 18-месячным сроком службы), Бельгия — 12 дивизий, причем 40 дивизий разворачивались уже 8-й день мобилизации.

План «А» действовал до 1928 года, при этом в него вносились коррективы, связанные с ухудшением отношений с Италией, что заставляло отвлекать силы на удержание границы с этой страной и с колониальными войнами Франции, которые отвлекали на себя силы из метрополии — в 1925-1926 году вне метрополии французы держали 230 тысяч военнослужащих. С целью защиты имперских амбиций страны было создано шесть колониальных дивизий, укомплектованных профессиональным личным составом.

С 1928 года французские военные планы имели строго оборонительную направленность. План «В» введенный в действие в 1929 году уже подразумевал мощный удар немецкой армии и оборонительные действия армии Франции на первом этапе войны. (Замечу, что еще нет ни Гитлера у власти, ни Вермахта) Французские оккупационные войска находившиеся в Рейнланде получили задачу выиграть максимум времени для проведения мобилизации. Они должны были отступить из Рейнланда в течении 6-8 дней. Мобилизационный план был построен таким образом чтобы создать максимальное число соединений в течение первого месяца войны. Наступательные действия планировались не ранее чем через два года после начала войны, после того как будет полностью мобилизована экономика Франции и ее союзников. Важное место во французском военном планировании стало занимать строительство фортификационных сооружений, нивелировавших превосходство немцев в живой силе, началось строительство линии Мажино.

Экономическое положение страны серьезно снизило возможности по мобилизации армии. Армия мирного времени состояла всего из 20 «активных дивизий», кадровые войска составляли 100 тысяч человек постоянного состава. После полной мобилизации армия Франции в Европе составляла 52 дивизии на «немецком» направлении и 15 дивизий на «итальянском направлении».

Традиционно французы предполагали четыре возможных направления наступления немецких войск:

  • Через Бельгию, по аналогии с 1914 годом, по оси Аахен -Льеж. Наступление через Бельгию автоматически делало Бельгию союзником Франции, а также вынуждало вступить в войну Великобританию. Аахенский коридор прикрывался самыми современными бельгийскими оборонительными сооружениями
  • На участке Лонгви-Лотербур (115 миль) через долину Мозеля или через Саар в Эльзас и Лотарингию. Рейнская равнина давала прекрасные возможности для развертывания немецких войск и использования мобильных соединений. Именно там, впоследствии располагались наиболее мощные укрепления линии Мажино.
  • На участке границы между Лотебуром и Базелем (110 миль), проходящем по Рейну. Этот участок давал хорошие возможности для скрытого сосредоточения немецких войск в Черном лесу, однако Рейн считался крайне серьезным оборонительным рубежом.
  • Через Швейцарию, что, впрочем, считалось наименее вероятным вариантом, кроме этого удобные проходы прикрывались мощными крепостями.

Наиболее вероятным представлялось нападение по первому варианту, поэтому в составе армии Франции была сформирована 7-я армия, объединившая подвижные соединения на левом фланге обороны. Ее задачей было быстрое выдвижение на территорию Бельгии в случае нарушения немцами нейтралитета этой страны. Центральная группа войск также могла предпринять наступление с ограниченными целями для занятия удобных рубежей обороны на линии Ландау-Биркенфельд в Рейнланде.

К слову, уже в 1929 году французы предполагали возможность немецкого удара через Арденны, однако он предполагался после того, как будет отбит удар через Аахенский коридор.

В 1930 году в соответствие с международными договорами все французские оккупационные войска были выведены с территории Германии. Рейнская область перешла под контроль Германии, но все еще была демилитаризирована. Это означало, что возможности Германии по нанесению внезапного удара повышаются. В оборонительный план были внесены коррективы, сам план был переименован в план «С». По мере строительства линии Мажино появлялись специализированные «крепостные части», «высвободившиеся» силы направлялись на создание «резерва быстрого реагирования» способного оперативно оказать помощь Люксембургу или Бельгии в случае нарушения их нейтралитета немцами.

В 1933 году был разработан новый военный план «D», который оставался действующим на момент начала ВМВ. На его разработку повлияли следующие факторы:

— Окончание строительства основных элементов линии Мажино;

— «Демографическая яма» связанная с провалом в деторождении вследствие начала первой мировой войны. До 1939 года возможности по призыву резко сокращались.

— Приход к власти в Германии нацистов.

Особенностями этого плана стало развертывание значительного количества специализированных частей — «крепостных» (обороняющих укрепления линии Мажино и мобильных).

Мобильные соединения (моторизованные и DLM) предназначались для оказания помощи Бельгии и Люксембургу. Ни о каких наступательных действиях речи не шло, по вполне понятным причинам. Французская разведка сильно преувеличивала возможности и силы немецкой армии, уже в 1935 году считалось, что Германия имеет 700 тысяч подготовленных резервистов. С 1934 по 1940 год Франция могла призвать на военную службу 1 574 000 человек, Германия 3 172 000 человек. С каждым годом баланс сил для Франции ухудшался.

В 1934 году Польша заключила с Германией пакт о ненападении. В 1936 году, по Локарнским соглашениям, Бельгия разорвала военное соглашение с Францией.

Надо отдельно отметить тот факт, что после того, как Великобритания и Франция выдали гарантии Польше никаких серьезных изменений во Французские военные планы не было внесено. Ни о каком масштабном наступлении в первые дни войны речи не велось, кроме того уроки начала ПМВ говорили о том, что неподготовленное наступление обречено на неудачу, сопряженную с большими потерями, чего союзники не могли себе позволить.

Великобритания, в силу своего островного положения не разрабатывала грандиозных планов сухопутных операций. Как и французы англичане считали, что грядущая война будет состоять из трех частей — немецкое наступление, стабилизация позиционного фронта и последующее хорошо подготовленное наступление союзников, в то время как немецкая экономика будет подточена блокадой. Поэтому в обычных обстоятельствах английские войска должны были пребывать на континент по мере формирования. Первые две дивизии экспедиционного корпуса должны были высадиться во Франции на 14 день проведения мобилизации, в следующие шесть месяцев англичане планировали отправить на фронт еще две регулярные дивизии, мобильную дивизию и части ПВО. К концу первого года войны англичане готовы были направить во Францию 4 регулярные, 12 территориальных и мобильную дивизии. В качестве отдельного плана англичане рассматривали возможную высадку первых двух дивизий экспедиционного корпуса в Бельгии или в Голландии, в случае нарушения их нейтралитета немцами. Это было обусловлено тем, что с этой территории немцы могли «достать» до Великобритании своими ВВС. Англичане также не могли и не планировали оказать Польше помощь в виде активных боевых действий на первом этапе войны. Обещания, которые были даны полякам были априори ложными.

Автор - Алексей Котов.