Найти тему
Самолеты в 1/72

Horten H.IX. Revell. 1/72

Horten H.IX (он же Horten Ho-229, Gotha Go 229)
Horten H.IX (он же Horten Ho-229, Gotha Go 229)

Плод сумрачного немецкого гения - реактивный самолет схемы "летающее крыло".

Братья Хортен исследовали схему "летающее крыло" еще с 1931 года, строили планеры по этой схеме и всячески старались ее пропагандировать. По словам Раймара Хортена "в самолёте всё кроме крыла является абсолютно лишним". С 1936 года братья начали работу на Люфтваффе и приступили к разработке истребителя по этой схеме. Однако дальше экспериментов работа не заходила.

Самолет Н.IX проектировался в рамках конкурса"1000-1000-1000" (доставка 1000 кг бомбовой нагрузки на расстояние 1000 км со скоростью 1000 км/ч), объявленного RLM (Reichluftimnisterium - министерство авиации) в начале 1943 г. Он должен был иметь два турбореактивных двигателя BMW-003A и 2 пушки МК-103. После рассмотрения предложений, поступивших от нескольких фирм, предпочтение отдали проекту братьев Вальтера и Раймара Хортенов. Братьям удалось увлечь своей идеей Геринга, который принял решение приложить все усилия, чтобы самолёт как можно скорее поднялся в воздух.

В конце августа 1943-го пришел приказ Г.Геринга о постройке двух опытных образцов Нo.IX. Причем первый планер должен был готов к марту 1944-го, вторая машина, укомплектованная ТРД - к июню 1944-го. Сборка опытных машин осуществлялась на базе ремонтного завода в Геттингене.

Перед проработкой проекта реактивного истребителя "летающее крыло" Хортены создали двухместный учебный Но-VII, главной задачей которого было обучение пилотов на самолете столь необычной схемы. Одновременно самолет должен был послужить для проверки проработок по реактивному истребителю. Но из 20 запланированных было построено только два.

1943 год. Полет предшественника - модель Ho.VII  с двумя поршневыми двигателями Argus AS-10C
1943 год. Полет предшественника - модель Ho.VII с двумя поршневыми двигателями Argus AS-10C

Нo.IX выполнен по схеме классического "летающего крыла". Вертикальное оперение отсутствует, управление по курсу осуществляется спойлерами, установленными на крыле. Толщина центроплана позволяла разместить в нем пилота и двигатели, в "бобровом хвосте" на опытных машинах находился отсек тормозного парашюта.

Первый вариант H.IX V1 не имел двигателей, c неубираемым трёхстоечным шасси и предназначался для проведения аэродинамических исследований. Ее полет на буксире состоялся 1 марта 1944-го в Геттингене. Планер показал хорошую управляемость в полете. Начались работы над второй машиной.

Ho.IX V1 - планер без двигателей
Ho.IX V1 - планер без двигателей

Центроплан сварили из стальных труб, консоли крыла - из дерева, обшивка - из фанеры. В дальнейшем, в серийном производстве предусматривалось заменить фанерную обшивку на комбинированную, представлявшую из себя трехслойную композицию: два наружных слоя фанеры толщиной 1,5 мм и внутренний слой смеси опилок и порошка древесного угля, пропитанной клеем, толщиной 12 мм. Добавка древесного угля имела своей целью сделать самолет "невидимым" на экранах локаторов.

На захваченном союзниками экземпляре Ho.IX V3 хорошо виден сварной каркас
На захваченном союзниками экземпляре Ho.IX V3 хорошо виден сварной каркас

Шасси - трехстоечное, носовое колесо убиралось назад, основные - к оси симметрии. Для управления, помимо спойлеров, применялись элевоны, которые вместе с закрылками занимали всю заднюю кромку крыла. В каждой консоли располагалось по 4 мягких протектированных топливных бака емкостью 3000 л.

Вооружение самолета разрабатывалось в двух вариантах: 4 пушки МК108 или 2 пушки МК 108 и 2 фотокамеры RB 50/18. Предусматривалась возможность подвески под центропланом двух 1000-кг бомб или двух 1250-л топливных баков.

К концу апреля стало ясно, что двигатели BMW не будут готовы к запланированному вылету второй машины. Решили установить на самолете двигатели Jumo 004B, имевшие несколько больший диаметр. Машину пришлось в срочном порядке дорабатывать.Для защиты конструкции от истекающих из двигателей газов часть обшивки крыла выполнили из стальных листов.

Тем временем, не дожидаясь окончания испытаний, в июле 1944-го RLM выдало контракт на постройку 40 самолетов фирме "Гота" - Gothaer Waggonfabrik (Вагонный Завод в городе Gotha, который помимо трамваев производил и самолеты). Их выпуск начали готовить на заводе в Фридрихсроде.

Фотографий Ho.IX V2 сохранилось очень мало
Фотографий Ho.IX V2 сохранилось очень мало

Вторая машина - с двигателями Jumo-004 - впервые поднялась в воздух 18 декабря 1944-го в Ораниенбурге. Во время 4-го полета в феврале 1945-го была достигнута скорость 795 км/ч, но на 45-й минуте отказал правый двигатель и пилот решил идти на посадку. В плохих метеоусловиях (низкая облачность, ограниченная видимость, размокший грунт) из-за несимметричности тяги самолет начал крениться вправо. Коснувшись земли, он съехал с взлетной полосы на мягкий грунт, перевернулся и загорелся. Летчик погиб.

Ho.IX V3 в сборочном цеху завода Gotha
Ho.IX V3 в сборочном цеху завода Gotha

В апреле 1945-го войска 3-го корпуса армии США захватили завод в Фридрихсроде и обнаружили почти законченный Но-229 V3 и недостроенные варианты V4, V5 и V6. Кроме того, были готовы узлы для 20 машин. Девятый бронедивизион армии США обнаружил Нo.IX V1 в хорошем состоянии под Лейпцигом. Его дальнейшая судьба неизвестна. Ho.IX V3 (Но-229V3) позднее разобрали, перевезли в США. Он тщательно изучался специалистами. Потом был восстановлен, сейчас он находится в коллекции Смитсоновского института.

Ho.IX V3 в хранилище музея
Ho.IX V3 в хранилище музея
-8

Анализ конструктивных особенностей самолета Н IX показывает, что Хортены разработали первый в мире самолет-"невидимку", предназначенный для скрытного проникновения к цели. Это достигалось за счет применения таких технических решений, как выбор схемы "летающее крыло", расположение двигателей внутри центроплана, утопленные воздухозаборники, использование обшивки из радиопоглощающих материалов, экранирование истекающих из двигателей газов "бобровым хвостом", применение системы охлаждения выхлопных газов.

Интересный факт

В небезызвестной компьютерной игре за основу вундерфлюгцойга взят именно вариант Ho-229 V3 (но с выходом реактивных газов по крылом).

Вундерфлюгцойг
Вундерфлюгцойг

Технические характеристики

  • Размах крыла 16.75 м
  • Длина  7.45 м
  • Высота 2.80 м
  • Масса пустого 4600 кг, нормальная взлетная  7515 кг,  максимальная взлетная  9000 кг
  • Двигатели  2xJunkers Jumo-004В, тяга  2х890 кгс
  • Максимальная скорость  970 км/ч
  • Крейсерская скорость  685 км/ч
  • Практическая дальность 1880 км (3150 км с подвесными баками)
  • Практический потолок  16000 м
  • Вооружение:  2 или 4 пушки МК-103 или МК-108 (30-мм); 2х1000 кг бомбы

Набор от Revell

-10

Уровень сложности: Средний. Деталей немного, но конструкция своеобразная.
Пластик: Хорошее литье, пластик серый.
Инструкция: Ну это же немецкий набор :), все четко и понятно.
Детализация: Неплохая. Четкие швы. Летчика нет. В кокпите немного деталей, а вот внутри крыла есть конструкционные элементы, которые после сборки уже не видно.
Сборка: Все собирается просто, хорошо соответствует.
Окраска: довольно простая. Поскольку "кроме крыла все остальное в самолете лишнее" :) Использованы краски Gunze RLM 74, 75, 76. Серый и черный для шасси. Попробовал добавить смывку на некоторых швах и в качестве "нагара от выхлопа".
Декали: хорошие, с мелкими деталями. На два варианта: "красный 13", "голубой 4".
Цена: 801р.

Итого.

Плюсы: интересный самолет, интересная конструкция
Минусы: да никаких.

Вердикт: качественный набор, интересная машина

Что получилось:

-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17