В довоенное время
Параллельно тому, что сдавались в эксплуатацию обычные станции метро, была еще и сдача секретных проектов. Во время создания второй очереди метро, которая была открыта в 1937-1938 годах, существовал проект станции «Советская» между станциями «Площадь Свердлова» (сейчас она «Театральная») и «Маяковская».
Сталин распорядился, чтобы станцию «Советская» оборудовали для подземного управления штаба государственной обороны. Но «Советскую» так и не открыли. Перегон между станциями оказался слишком длинным, и только в 1979 году перегон был разделен на две части — после открытия станции метро «Тверская».
Тоннели Арбатско-Покровской линии начали строить еще до войны — чтобы была связь Кремля со сталинскими бункерами.
Планировали тогда еще стадион, под которым будет находиться бункер для Сталина с выходом к трибунам и залом для выступлений. Создали 2 автомобильных тоннеля: к станции метро «Сокольники» и к Кремлю. К бункеру также есть переход от станции «Измайловский парк». Под дачей Сталина в Кунцево, длиной 37 км также был построен похожий бункер.
Отголоски Второй мировой
В то время, как осуществлялась бомбардировка Москвы в июле 1941 года метро использовали как бомбоубежище. Сталин распорядился создать личное бомбоубежище в Кунцево на глубине 15 м. Для лучшей безопасности вождя народов перекрытия сделали чугунными. Вход в бункер скрытный и совсем неприметный: самая обычная дверь с кодовым замком и лестница. Только вот Сталин спускался не по лестнице, а ездил на лифте. Лифт этот соединял бункер с дачей Сталина. Внутри бункер был обставлен дорого и богато: деревянный паркет, посередине дубовый стол, на стенах мрамор, а стены кабинета отделаны дубом.
В апреле 1953 года пустили участок глубокого заложения — глубже гражданского метро — от Киевской до Площади революции.
Построили его буквально за 2 года. Потом тоннель проложили от Киевской до Парка Победы.
Секретные линии метро впервые появились в разговорах только в 1980-х. Первая статья в СМИ была написана в 1992 году, в газете «Аргументы и Факты». С 1992-го тема «секретных» линий метро стала одной из самых обсуждаемых в СМИ, а журнал «Огонёк» дал этому секретному проекту простое название: Метро-2.
Метро-2 или Д6
Прессу очень интересовали новости и слухи о наличии секретной линии Метро-2 (в советское время назвали Д6). Издавали обширные статьи, где высказывали свои версии, из-за этого Метро-2 обросло слухами и легендами. Но уже в 1993 году тема секретного метро полностью исчезла со страниц газет. Ведь схемы секретного метрополитена нет, а официально информация о наличии Метро-2 так и не была подтверждена. Стараниями энтузиастов (один из которых Артемий Лебедев) удалось собрать информацию и составить примерную схему Метро-2.
Первая линия
Первая линия была сдана в эксплуатацию в 1967 году (есть версии, что некоторая часть была запущена даже раньше). Протяженность линии 27 км. На этой линии были такие станции: Кремль — Библиотека им. Ленина — Академия ФСБ — Академия Генштаба — Раменки — Солнцево (но это не точно) — Аэропорт Внуково-2.
В 1954 году написали про 5-ую очередь метро в книге «Московский метрополитен». Не до конца понятной оставалась ситуация с Фрунзенским радиусом, ведь станции «Фрунзенская» и «Спортивная» находятся там, где и планировались, а подземный участок остался нереализованным — сегодня существует наземная станция «Воробьевы горы».
Станцию «Университет» думали построить рядом с главным зданием МГУ, но в конце 1950-х построили немного дальше.
Если смотреть на тоннели подземки от «Спортивной» до «Университета», то можно увидеть соединяющий тоннель слева. Сейчас его используют как оборотный тупик, но на самом деле он проходит круто вниз и упирается в ворота. Их называют единственными соединяющими воротами меду гражданским метро и Метро-2.
В 2014 году открыли станцию «Тропарево», а еще до этого там существовали вентиляционные шахты. Зачем они нужны были до этого? В Академии Генштаба всего 5 этажей, но большинство из них расположены под землей. Существует версия, что это тоже один из входов в Метро-2.
Есть еще слухи, что в 1980-х ветку продлили до правительственного аэропорта Внуково-2, а в Одинцово в 1987 году построили ЖК «Новые дома» для метростроевцев второй секретной линии.
Вторая линия
В 1987 году вторую линию ввели в рабочий режим. Длина её составила 60 км. На ней расположены следующие станции: Кремль, далее идет в южную сторону параллельно Варшавскому шоссе, до пансионата Бор, где находится запасной пункт Генерального штаба. Есть теория, что правительственная линия метро тянется дальше, после Чехова. По слухам, строительная база находится около Царицыно.
Третья линия
В эксплуатацию ввели в 1987 году. Длина линии — 25 км. Линия имет такие станции: Кремль — Лубянка — Мясницкая, 33 (штаб ПВО). Дальше линия проходит через Измайловский парк под Шоссе Энтузиастов. Вероятно, имеет выход около «Красных ворот».
Четвёртая линия
Четвертая линия Метро-2 самая загадочная. Данных о ней почти никаких нет. Возможно, она начинается в районе станции метро «Смоленская», потом проходит под «Парком Победы» и в бункер на Барвихе.
Для чего же создали Метро-2?
Метро-2 находится под управлением КГБ (15 подразделение, подземное), после развала СССР оно перешло под руководство ФСБ. Вся система Метро-2 глубокого заложения, даже глубже «Парка Победы» (глубина этой станции метро 80 метров). Общая протяженность — 150 км.
Основная функция Метро-2 — быстро переместить первые лица государства в случае угрозы атомной бомбардировки.
В мирное время по Метро-2 используют для перевозки грузов, персонала. Правительство не пользуется линией для транспортировки.
Еще известно, что Метро-2 не имеет двух путей, как в гражданском метро. Там не используется контактный рельс, а пути углублены в бетон, чтобы машины и военная техника тоже могли двигаться по тоннелям.
Еще несколько интересных фактов
Олег Гордиевский, бывший полковник КГБ СССР, 11 лет работавший на британскую разведку и сбежавший в 1985 году в Великобританию, в 2001 году в интервью газете «Аргументы и факты» назвал «Метро-2» «главным секретом КГБ, который не раскрыт до сих пор»
«…Вы до сих пор главного секрета КГБ ещё не знаете: огромные города под землёй, целые коммуникации, сеть подобных сооружений. Но вам их не покажут никогда, конечно…»
В 2006 году в центре Москвы был открыт для доступа граждан Музей холодной войны (Экспозиционный центр «ЗКП „Таганский“»), находящийся на глубине более 60 метров. Ранее в нём располагался секретный бункер ПВО. Однако же глубина заложения бункера меньше, чем глубина линий Метро-2, и бункер соединялся лишь с тоннелем Кольцевой линии обычного метрополитена, поэтому относить его к системе Метро-2 некорректно.
В 1996 году был открыт филиал Музея вооруженных сил на базе бывшего Запасного командного пункта Верховного Главнокомандующего ВС СССР И. В. Сталина в московском районе Измайлово. По данным официального сайта музея, объект соединён 17-километровой подземной дорогой с Кремлём, предназначенной для поездки на автомобиле. Его строительство велось в 1930-е годы и являлось частью государственной программы обеспечения обороноспособности страны.
В 2018 году был рассекречен и стал доступен для легального посещения Бункер-703 (Объект ЧЗ-703). В своё время он выполнял функции специального архивного хранилища для документов особой государственной важности, в т.ч. с грифами "секретно" и "совершенно секретно". Как и многие секретные гособъекты, Бункер-703 соединен с закрытой веткой метрополитена посредством технологической платформы для остановки спецпоездов.