«Документальный» фильм от Netflix о закрывшемся заводе GM, выкупленном китайской корпорацией Fuyao, для организации производства автомобильных стекол. Слово «документальный» взято в кавычки потому что документальностью тут и не пахнет. Да, интервью берут у реальных сотрудников завода, и действие происходит на реальном заводе. Но никаких фактов о производительности труда, выработке или объемах производства нам не рассказывают. Предлагаются только истории отдельных людей, большинство из которых основаны на эмоциях и ностальгии по «старым добрым временам».
Кроме того, в начале фильма нам сообщается, что Fuyao Glass Industry Group Co (далее FYG) занимает 70% долю мирового производства автомобильных стекол. Я не привык верить на слово таким заявлением, и полез проверять. Даже самый поверхностный анализ дает следующие данные: в корпорации-конкуренте Sekurit Saint-Global трудится 172 тысячи сотрудников, против 8-ми тысяч в FYG, что сразу разрушает возможность 70% доли рынка. Далее выясняем, что FYG имеет свой завод и на территории России, а именно в Калужской области (этот факт нам пригодится позднее), соответсвенно имеет сайт на русском языке, где указана доля в 25%, что конечно тоже требует дополнительного подтверждения, но в рамках нашего исследования, учитывая, что мы проверяем подлинность заявленных данных, является исчерпывающей информацией. Таким образом, FYG действительно гигантская корпорация, но в три раза меньше чем сказано в фильме.
И вот на фоне откровенной лжи, создатели фильма, не нагружающие себя, и зрителя, фактурой, пытаются донести какую-то мысль. И делают это следующим образом: показывают нам ленивых, хоть и душевных, низкоквалифицированных американских рабочих , просидевших почти 10 лет без работы. И вот, трудолюбивые, квалифицированные, хорошо дисциплинированные китайцы дают им работу, разумеется с меньшей заработной платой, обучают и открывают окно возможностей. Но американские рабочие не желают прикладывать дополнительных усилия, и в качестве благодарности пытаются организовать, при помощи левых, не работающих на их заводе, людей профсоюз, чтобы отстаивать свое право лениться и плохо работать, а работодатель повышал им за это зарплату.
Вы наверное подумаете, что мысль фильма в том чтобы разогнать этих лоботрясов, привезти побольше китайцев и Китая и показать эффективное производство. Но нет, мысль следующая — «китайцы плохие, американцы молодцы». Но как понятно из описания выше, нормальный человек, посмотрев такой фильм придет к диаметрально противоположному выводу. А однобокость преподнесения информации и двойные стандарты вызывают ощутимое раздражение. Например пение в Китае корпоративного гимна — это плохо и сектантство, а вот распевание песен сторонниками профсоюза мешающими работать другим — это свобода, самовыражение и братский дух.
Сложно понять зачем вообще нужно было тратить деньги на съемки этого дудементального фильма, но под конец, после того как в уста главного китайца вложили фразу про «сделать америку снова великой», возникают подозрения что это заказ антитрамповских пропагандистов, и цель фильма — тонкое воздействие на подсознание, оформляющее правильную точку зрения. Ну что же, получилось настолько тонко, что порвалось и не работает. Ненавистники Трампа продолжат его ненавидеть, поклонники — поклоняться, а сомневающиеся - не поймут, что этот фильм для них.
Но как говорится — с паршивой овцы хоть шерсти клок. И даже в таком фильме мы можем найти для себя кое-что интересное, помните я писал что информация про Калужскую область нам пригодится?
Дальше я хочу провести маленький анализ посвященный поклонникам идеи «пора валить» граждан.
И так, в первой половине фильме, сотрудница завода Шона, говорит нам что в GM он получала около 30 долларов в час, а в FYG ей платят 12,8 (округлим до 13). Учитывая, что ее должность инспектор по качеству, можно предположить, что это соответствует среднему заработку рабочего на заводе. Нехитрый расчет путем умножения на 176 часов (22 рабдня) и курс 64 (рубля за доллар) получаем очень приличную з/п в размере 146 тыс. руб. в месяц. Вычтем налоги, в США они сложные, поэтому пусть будет общее значение в 20%, остается все равно не мало — 117 тыс. руб. Это местный рабочий, с «пропиской», носитель языка и имеющий релевантный опыт работы на производстве.
А как же обстоят дела в Калужской области? Зайдя в СПАРК, мы видим что на з/п за 2018 год было выплачено 728 млн. руб. (уже после налога), при численности персонала — 993 человека. Соответственно проведя несложные математические расчеты, получим среднюю месячную з/п в размере 61 тыс. руб.
На этом моменте поравалильшики хватают чемоданы и под песню группы Ленинград — Дорожная, уносятся вдаль, потому что 61 это почти в два раза меньше чем 117.
Нормальные же люди вспоминают про Паритет покупательной способности, который в 2017 году для России, относительно США составил 2.54 (прямо дюйм какой-то), соответственно 117 превращается в 46. Таким образом средняя з/п рабочего на одинаковых заводах одной корпорации третьей страны, в России - на 25% выше, чем в США.
А фильм можете уже не смотреть.