Найти тему
Новая Школа

Пересечение смыслов (ч. 6)

Заканчивая обзор кроссенсоподобных головоломок, хотелось бы остановиться на популярной и известной группе задач с условным названием "Подбери пару".

Суть понятна из названия - есть две группы объектов (понятий, названий, изображений и пр.). Задача решающего - соединить между собой два объекта из разных групп, т.е. составить пару. Реализуется это разными способами: соединением линией или стрелочкой, выписыванием символов (две буквы, две цифры или пара "буква-цифра"), обозначающих выбранные в обеих группах объекты и т.д. Но практически никогда у решающего не спрашивают, почему он составил именно такую пару, а не другую. Содержание задания этого не требует.

В 2004 году для проведения интеллектуального соревнования по географии потребовалось разработать оригинальное задание с открытым ответом. Получилось вот что:

"Осенний марафон: география (2004)"
"Осенний марафон: география (2004)"

Формулировка задания: "Впишите в пустые поля названия стран и определите что изображено на рисунках. Соединив линиями ячейки в таблице, составьте пары «географический объект (буква) – рисунок (цифра)». Поясните, почему вы так сделали".

-2

Формат задания частично копировал беспредельно царившие в то время тесты, но при этом содержал оригинальный блок, требовавший пояснения к выбранному ответу. Последнее появилось во многом благодаря знакомству с кроссенсом. В целом, задание получилось простым, оригинальным и красивым (по-моему, это уместно по отношению к интеллектуальным задачам).

Впоследствии и формулировка, и изобразительная часть, и способ оформления ответа несколько изменились, но суть сохранилась.

Модель задания
Модель задания

Задание включает в себя шесть картинок: верхний ряд (А-В) - основные объекты, нижний ряд (1-3) - вспомогательные объекты.

Поскольку задание носит ярко выраженный предметный характер, то три изображения - А, Б и В - обязательно иллюстрируют объект изучения конкретной дисциплины. В географии это географические объекты (страны, субъекты Российской Федерации, острова, моря и пр.), в биологии - биологические объекты (животные, растения, органы, ткани и пр.), в химии - вещества и материалы, в истории - известные люди и т.д. Другие три изображения - 1, 2 и 3 - вспомогательные объекты и могут иллюстрировать все что угодно, за исключением тех объектов, которые используются в верхнем ряду.

В представленном задании это выглядит так:

Основные объекты (верхний ряд) - страны: А - Италия, Б - Китай, В - Франция.
Основные объекты (верхний ряд) - страны: А - Италия, Б - Китай, В - Франция.
Вспомогательные объекты (нижний ряд): 1 - панда (животное), 2 - Эйфелева башня (архитектурное сооружение), 3 - Христофор Колумб (известная личность).
Вспомогательные объекты (нижний ряд): 1 - панда (животное), 2 - Эйфелева башня (архитектурное сооружение), 3 - Христофор Колумб (известная личность).

Решением головоломки является составление трех пар, состоящих из двух изображений, где одно представляет верхний ряд, а другое - нижний. Решение записывается в виде сочетания буквы и цифры.

Теоретически, подобное задание может иметь шесть вариантов решения:

В представленном задании краткий ответ выглядит так: А-3, Б-1, В-2.

Краткий ответ - это лишь выписанные обозначения пар. Для полноценного ответа требуется пояснить составленные пары.

А-3: Италия - Колумб. Известный мореплаватель Христофор Колумб был родом из итальянского города Генуя.

Б-1: Китай - панда. Панда является эндемиком Китая и по праву считается живым символом страны.

В-2: Франция - Эйфелева башня. Одно из самых узнаваемых архитектурных сооружений - Эйфелева башня - находится в Париже, столице Франции.

Гипотетически, могут быть составлены (и, возможно, даже логически объяснены) иные пары, а не те, что представлены в эталонном ответе. Это всецело зависит от предметной эрудированности и общей осведомленности решающего. Дабы не допускать подобных ситуаций, объекты (А-В и 1-3) и, соответственно, их пары необходимо подбирать с учетом их известности (объекты должны быть знакомы широкому кругу решающих), значимости (факты, положенные в основу логических связей между объектами, должны быть существенными, значимыми) и логичности (пары могут быть найдены и составлены не только благодаря наличию у решающего конкретных знаний, но и на основе логических рассуждений, например, методом исключения).

Также при составлении задания необходимо избегать появления "дуалей" (двойственностей). Например, если бы помимо Италии в данном задании оказалась Испания. В этом случае в пару к Колумбу могла подойти и Италия (родина мореплавателя), и Испания (под флагом этого государства Колумб совершил свои знаменитые открытия).

А теперь попробуйте решить легкое задание такого типа:

"Осенний марафон: география (2016)"
"Осенний марафон: география (2016)"

Ответы пишите в комментариях!