Найти тему

Ещё одна стилистическая фигура. Эллипсис

Оглавление

Приветствую вас, друзья. Сегодня статья снова посвящена выразительным средствам в литературе. Письменная речь, как известно, лишена возможностей, которые имеются в устной. Ни тебе мимики, ни пантомимики, ни жестикуляции, и с интонацией тоже проблемы. Вот и приходится писателям изворачиваться. Одной из распространённых стилистических фигур, которые помогают усилить выразительность письменной речи, является парцелляция. О ней я уже писала, ссылку на статью можно посмотреть в конце текста.

На картинке скульптура в  в деловом центре Канадзавы в Японии.
На картинке скульптура в в деловом центре Канадзавы в Японии.

Эллипсис в тексте

А сегодня мы поговорим о другой, не менее распространённой фигуре – эллипсисе. Ещё одно странное словечко, и оно не имеет отношения к геометрии, как может показаться, на первый взгляд. Эллипсис в переводе с греческого – «выпадение», «нехватка».

Вот в последнем коротеньком предложении пропущено сразу три слова: «означает», «языка» и «это». Вы здесь можете наблюдать тот самый эллипсис – намеренный пропуск слова, которое легко восстанавливается из контекста. Не то чтобы такое слово в тексте не нужно, но и без него всё понятно.

Этот стилистический приём нередко встречается в диалогах. «Вы куда? Я – домой». Здесь пропущено одно и то же слово, но в двух предложениях: «Вы куда идёте? Я иду домой».

В живом общении, то есть в устной речи такие пропуски непреднамеренны, они связаны с конкретной ситуацией, и часто нехватка слов восполняется жестами, интонацией, мимикой. Поэтому иногда филологи утверждают, что такие непроизвольные пропуски не относятся к эллипсису. Ну, возможно. Однако диалоги – это важная часть художественного произведения, и об использовании в них этой стилистической фигуры не стоит забывать.

Художник Сергей Федоров
Художник Сергей Федоров

Эллипсис в литературе

Чаще всего встречается эллипсис в стихах. Помимо усиления выразительности, он выполняет ещё одну важную функцию поддержания нужного ритма, то есть обеспечивает то количество слогов в строке, которое требуется. Например:

«Я не люблю, когда наполовину,

Или когда прервали разговор».

Слышите чеканные строки стихотворения В. Высоцкого? В первой пропущено слово «делают» или «поступают» (наполовину). Именно эта строка задаёт нужный ритм, лёгкий и динамичный, так хорошо звучащий под гитару.

В прозе эллипсис тоже не редкость, причём не только в диалогах, но и в описаниях, размышлениях автора, рефлексии героев. Например: «Утро было прохладным. Над полями – туман, на каждой травинке – хрустальная капелька росы».

В литературе эта стилистическая фигура часто обозначается и пунктуационно – с помощью тире. «Я знаю – он никогда так не поступит». В этом случае эллипсис помог избежать использования одного из часто повторяющихся слов – «что».

Художник Эверт Кольер
Художник Эверт Кольер

Зачем нужен эллипсис

Такая стилистическая фигура, несмотря на простоту и кажущуюся малозаметность, выполняет в тексте множество функций.

  • Облегчает текст, делает его невесомым, прозрачным и даже кружевным. Главное, только не переусердствовать.
  • Помогает избегать повторов. Иногда это очень важно.
  • Заставляет работать мозг читателя, он включается в создание текста, дополняя пропущенные слова.
  • Задаёт ритм и динамику тексту. Более подробно о передачи ритма в тексте можно прочитать в другой статье (ссылка внизу).
  • Используется для оживления речи персонажей в диалогах.
  • В самом повествовании, в речи автора эллипсис создаёт впечатление живого общения с читателем.
  • Эта стилистическая фигура используется для передачи эмоционального состояния героя. Например, нервничает, торопится и глотает слова. Или, наоборот, медленно, задумчиво и меланхолично проговаривает: «Я – домой? Наверное… Куда же ещё?» Как видите, эллипсис здесь прекрасно сочетается с парцелляцией.

Конечно, если слово пропущено случайно или по небрежности автора, и смысл предложения хоть и улавливается, но смутно, то это уже не эллипсис, а ошибка и её надо исправлять. Бывают и неслучайные ошибочные пропуски, например, когда автор постоянно пропускает «я» в повествовании от первого лица, чтобы избежать повторов. Особенно странно воспринимаются такие безличные ремарки в диалогах: «Я не хочу с тобой разговаривать!» – раздражённо фыркнула.

На этом сегодня я заканчиваю. Всем добра и радости вдохновения.

«Зачем парцелляция в тексте»;

«Эмоции и ритм текста».