PlayStation 2 скоро исполнится 20 лет – это самая успешная игровая консоль в истории (продано более 155 миллионов штук). Причины разные (ее, например, часто покупали в качестве неприлично дешевого DVD-плеера), но главная – мощные эксклюзивы. Мы выбрали 10 наиболее примечательных.
Devil May Cry (2001)
Devil May Cry – возможно, самый известный слэшер на свете – появился случайно. Будущий создатель Bayonetta Хидеки Камия создавал прототипы Resident Evil 4 и в какой-то момент эксперимент с добавлением экшен-составляющей вышел из под контроля – игру уже нельзя было назвать не то что Resident Evil, но и хоррором вообще. Capcom разглядела в задумке потенциал – отбракованную версию Resident Evil 4 переделали в полностью новую игру, положившую начало франшизе с миллионными продажами.
Jak and Daxter: The Precursor Legacy (2001)
Последняя мультяшная франшиза от Naughty Dog про дружбу, пророчества, спасение мира и больших роботов. Геймплей при этом обычный: про преодоление препятствий, сбор коллекционных предметов, решение головоломок. Если первая игра серии еще была ближе к юморному «Крэшу», то в продолжениях история становилась все более мрачной – видно, как студия стремительно вырастала из детского сеттинга. Что не сказалось на качестве трилогии, которой ставили преимущественно «десятки» и «девятки», а первая часть разошлась тиражом более 2 миллионов копий.
Ico (2001)
Дебют геймдизайнера Фумито Уэда и по совместительству один из самых почитаемых эксклюзивов консоли. Уэда делал эту приключенческую игру с крошечной командой – отчасти поэтому главной темой Ico стал минимализм геймплея, визуального стиля и сюжета. Все эти ограничения не помешали только сформированной Team Ico рассказать трогательную историю рогатого мальчика, изгнанного из родной деревни и пытающегося спасти принцессу от злой Королевы.
Хотя в мире продано менее миллиона копий Ico, она получила множество наград и повлияла на The Legend of Zelda: Twilight Princess, Metal Gear Solid 3: Snake Eater, Prince of Persia: The Sands of Time и многие другие культовые игры.
Final Fantasy X (2001)
Последняя Final Fantasy, выпущенная Square Soft до слияния с Enix, а также первая часть серии в полноценном 3D и с практически полностью озвученными диалогами. FF X стала первым суперхитом PlayStation 2: она стартовала успешнее легендарной Final Fantasy VII и первой пересекла отметку в два миллиона проданных копий на платформе. Всего продано свыше 8 миллионов копий – и это без учета ремастера для PS3 и PS4.
Ratchet & Clank (2002)
На первой PlayStation студия Insomniac Games прославилась трилогией Spyro the Dragon, но в новом поколении они сделали уже новую платформер – с роботами, гаджетами и межпланетными полетами. Главный герой Рэтчет поначалу только бегает, прыгает и бьет врагов гаечным ключом, но постепенно ему открываются 35 видов оружия, среди которых полно пушек – это почти шутер от третьего лица!
Игра продалась тиражом в 6 миллионов копий и запустила франшизу на полтора десятка игр, а недавно по ней даже вышла полнометражная экранизация.
Metal Gear Solid 3: Snake Eater (2004)
озможно, самая известная часть шпионской саги Хидэо Кодзимы. Не только из-за своего геймплея (нужно выживать в джунглях и тихо расправляться с врагами) и постановки, но из-за огромнейшего твиста (слишком спойлерного, чтобы его описывать) в середине кампании, который геймдизайнер так и не смог превзойти. По тем временам это был коммерческий успех: 4,2 миллиона проданных копий.
В 2006 году Кодзима выпустил расширенную версию игры с подзаголовком Subsistance – помимо прочего там появился мультиплеер, где отряды ГРУ сражаются с КГБ.
Shadow of the Colossus (2005)
Имея уже больше ресурсов и влияния, Фумито Уэда показал похожую на Ico историю о юноше, который пытается воскресить свою возлюбленную. Для этого он отправляется в Запретные земли, где ему нужно убить 16 величественных колоссов – смерть каждого при этом ощущается настоящей трагедией. Shadow of the Colossus была ни на что не похожа: здесь нет ни подземелий, ни уровней как таковых, ни NPC, ни обычных врагов – только главный герой и колоссы. При этом каждый босс-файт подается в виде головоломки, где игроку нужно забраться на гиганта и найти его слабое место.
Kingdom Hearts II (2005)
Если вы считаете сюжет Metal Gear Solid запутанным – значит, никогда не играли в Kingdom Hearts. История от авторов Final Fantasy, родившаяся из идеи скрестить последнюю с персонажами Disney переросла в гигантскую франшизу с десятком спин-оффов, полнометражными фильмами и миллионной аудиторией. А в Kingdom Hearts 2 неподготовленному игроку просто выносят мозг: чтобы понять события первых часов кампании, нужно пройти не только первую часть, но еще и игры для PSP и Nintendo DS.
God of War II (2007)
Если первая God of War была просто суперуспешной игрой (4,6 млн проданных копий!), то сиквелом Sony Santa Monica показала, что у PlayStation появилась флагманская франшиза. Кратос, занявший трон нового Бога Войны, отправляется на «войну, которая завершит все войны» – иными словами, в еще более эпичное мифологическое путешествие с вдвойне возросшей жестокостью.
В результате – 4,2 миллиона проданных копий.
Shin Megami Tensei: Persona 4 (2008)
Persona 4 часто попадает в списки «Лучших игр всех времен». В ней скрещены два коронных жанра японских разработчиков: визуальные новеллы и jRPG. Главный герой переводится в новую школу вымышленного городка Инаба, где таинственным образом умирают случайные люди: их тела находят подвешенными на телевизионные антенны. По канонам подобных историй, спасти ситуацию может только обычный японский школьник и его друзья – в бою они призывают отражающие их сущности Персоны. В отличие от других jRPG, здесь нужно прокачиваться не столько в бою, сколько благодаря социальным связям – буквально сила дружбы.
Игру превозносили за огромное количество контента, многогранную боевую систему и многочисленные отсылки к японской культуре и детективным романам. Словом, называли «королевой jRPG на PS2» без слабых сторон.