Фразу «Волга впадает в Каспийское море» обычно приводят в качестве примера непреложной истины. Однако Иосиф Сталин всерьез собирался отменить эту аксиому.
В 1952 году советский вождь поручил гидротехнику Сергею Жуку, благополучно закончившему строительство Волго-Донского канала, подготовить предложения и расчеты, как можно и в какие сроки осушить Каспийское море.
Как пишет тогдашний глава КГБ Иван Серов в своих мемуарах «Записки из чемодана», вышедших в 2016 году, с соответствующим докладом Жук прибыл к нему.
«Я смотрю на него удивленными глазами, а он на меня с серьезным видом. Затем я обрел голос и говорю: «Ну, а вы что сказали?» Он отвечает: «Я сказал, это возможно, но я подсчитаю». Правда,
товарищ Микоян выступил и сказал товарищу Сталину, что мы лишимся черной икры, которую экспортируем на весь мир за валюту. Тогда Сталин строго сказал Микояну, что ты рассуждаешь с торгашеских позиций, нам нефть нужна»,
- рассказывает Серов.
Тремя годами ранее на Каспии появилась первая в СССР нефтяная скважина в открытом море. В те годы регион являлся главным местом добычи нефти в Советском Союзе, западносибирские месторождения еще не были разведаны.
Однако добывать нефть в море оказалось слишком дорого, поэтому Сталин попросил ученым подумать над тем, как это море убрать.
Волгу планировалось отвести в казахские степи, Куру запрудить, а на других реках «подумать, что сделать, чтобы они не наполняли Каспийское море».
Спустя две недели Жук доложил Сталину, что для осушения Каспийского моря и оголения Апшеронского перешейка, где находится нефть, следует распределить воды Волги в степях Казахстана, для чего надо строить каналы. Цена вопроса - 10 миллиардов сталинских рублей, срок 4-5 лет. То же самое нужно сделать с рекой Урал, но куда направить ее воды, было непонятно. Терек нужно было отвести для орошения полей. Задание запрудить Куру ученый оценивал скептически, отмечая, что возведение плотины обойдется очень дорого, а полученное в результате озеро зальет значительную площадь плодородной земли.
И даже это не решало проблему наполнения Каспийского моря, поскольку оно продолжило бы наполняться от осадков, так как площадь зеркала составляет сотни квадратных километров. В то же время испарение воды из моря оценивалось в 4 см в год.
«Если еще организовать откачку воды из моря и плюс испарения, то и при этих условиях потребуется для осушения дна 16-17 лет», - заявил Жук.
По воспоминаниям гидротехника, Сталин заслушал речь и сказал: «Пожалуй, не стоит», а сам гидротехник при этом подумал: «Слава богу, что не решились на это осушение».