Очень мало кто идет в балет сам. В основном это дети, которые видели балет по телевизору или в театре. А в основном приводятся родителями: либо мама когда-то хотела танцевать, либо мамы хотели уберечь своих детей от армии. В 80-е годы это была очень важная вещь, когда шла война в Афганистане.
Я сам захотел. Я совершенно не понимал, что я делаю. Мне просто очень хотелось на сцену, и балет был самым быстрым способом попасть туда. Кроме того, я с детства понял разницу между профессиональным театром и самодеятельностью. Вокруг меня было очень много детей -- кто-то в ансамбле танцевал, кто-то пел. Я ходил смотреть, что они там делают, и мне все это не нравилось. Я по сей день к самодеятельности отношусь очень настороженно. Очень уважаю людей, которые детям дарят тепло и пытаются их чему-то научить, но я категорически против любительщины. Как правило, самодеятельность очень портит тех детей, которые потом пытаются заниматься чем-то профессионально. Потому что очень важно правильно сразу поставить руки, ноги, спину, голос. Не всегда это можно сделать в кружке. Иногда в самодеятельности бывают люди, которые гениально что-то могут сделать по наитию, но наитие не всегда хорошо. И меня с детства это очень сильно коробило. Когда мама предлагала -- можно пойти в такой кружок или в такой, -- я категорично не соглашался: ни в коем случае! Только на сцену профессиональную, никаких окольных путей.
Мама этого не хотела, очень сопротивлялась. В Грузии мама ни за что не отдаст мальчика в балет. Это катастрофа. Это не мужское, это непопулярно... Грузинская женщина, со своим домостроем…
Два самых гениальных человека, которые сделали революцию в балете ХХ века -- оба грузины: Вахтанг Чебукиани и Джордж Баланчин. Маму это не убеждало, но мое желание было очень сильным. Поэтому она меня послушала и повела «показывать». Вот если скажут, что способности есть, тогда посмотрим. Но когда меня показали, там все стали кричать, что я вундеркинд. У меня было такое тело совершенное для того возраста, когда у других детей оно еще не сформировалось. А меня природа взяла и сама сделала. Мама не стала сопротивляться. Ей с самого начала объясняли, что у меня неординарные способности. Если все остальные дети такие-сякие, то из меня может получиться толк и меня обязательно нужно везти в Москву.
В Советском Союзе, в отличие от Грузии, это была очень престижная профессия -- артист балета. Маме объяснили, что у меня будет шанс попасть на мировую орбиту. Для нее это было важно. Задолго до моего рождения она работала на Обнинской АЭС. В начале 60-х там произошел взрыв, как в Чернобыле. Погибло много людей, в том числе мамин муж. И тех, кто имел хоть какое-то отношение к событиям, депортировали или запретили выезд за границу. К последним относилась и мама. Она очень тосковала, потому что обожала путешествовать. Ей очень хотелось, чтобы я мог выезжать за границу.
Я очень хотел попасть в Москву. Тбилиси никогда особенно не любил. Я там вырос, но каникулы проводил в Москве -- театры, музеи. Мне там было интереснее. После Москвы Тбилиси казался таким маленьким, хотя он миллионник. Он прекрасный, очень теплый, древний, но искусственный в отношениях. Там очень важно, из какой ты семьи, какая у тебя родословная, это Кавказ. И по сей день в Тбилиси, если вы не принадлежите генетически к определенному классу, вы никогда туда не попадете, даже матримониально. Есть аристократы -- и есть массы. Иерархия осталась. Ничего не изменилось в средневековых традициях.
Я нормальный -- обыкновенный, тихий... когда не заходят на мою территорию! Вот тут проявляется кавказская кровь: я взрывной, могу и до рукоприкладства дойти. Очень прямой: не люблю льстить и лицемерить, хотя интригу обожаю. А если считают, что у меня трудный характер -- и замечательно, значит, не рискнут подходить близко! Как без характера? Вы взгляните на список моих наград -- может бесхарактерный все это заработать?
В детстве мне нравилось, что я родился 31 декабря, а сейчас нет. Я вообще не люблю праздники. Не знаю, почему. Бывает, иногда встретишься с приятными людьми, и это лучше, чем какой-то праздник. Просто посидели в кафе или ресторанчике… Мне больше нравится спонтанность. Хотя мой любимый Сент-Экзюпери писал: «Я должен знать, когда ты придешь, потому что я должен приготовить свое сердце для этого сюрприза». Не хочу знать, когда ты придешь -- мне нравится спонтанность. И мне очень нравится, когда исполняется то, чего ждешь. Но это так редко бывает… Ни у кого не сбылось все, что он загадал.
Николай Цискаридзе родился в 1973 году в Тбилиси. В 1984 году начал учиться в Тбилисском хореографическом училище. В 1987-м -- Московском. В 1992 году был принят в труппу Большого театра. В 1996 году окончил Московский государственный хореографический институт. Станцевал ведущие партии на лучших сценах мира. С 2014 года возглавляет Академию русского балета имени Вагановой в Санкт-Петербурге.
Подпишись на наш канал, продолжение ЗДЕСЬ!
Беседовала Яна Плотникова (с) "Лилит"