Найти тему
Аниме на АзуМандрии

Из-за DVD-формата были загублены тысячи аниме наименований!

Оглавление

Япония высоко технически развитая держава, не раз удивляла весь мир инновационными новинками. Однако, страна очень консервативная, граждане чтят традиции феодального прошлого, носят старомодную одежду, японцы неохотно переходят на смартфоны, многие предпочитают кнопочные телефоны, кое-кто по-прежнему использует "квадратные" телевизоры с выпуклым экраном и это при том что ТВ вещание ведется в 4к, а в столичном регионе есть каналы с 8к. Получается так что все крышесносные технологические новинки показываются только на всемирных выставках и в единственном районе Токио - Акихабаре, а остальная Япония не торопиться подстраиваться под изменчивый мир.

Такое впечатление сложилось при просмотре современных аниме и дорам, в JRPG похожее положение (Persona 5).

Digital Versatile Disc

DVD-формат появился давно, широко использовался с середины 90х годов, а к концу 2000х был замещен HD-видео в BD и аналогичных носителях. Такое положение касается киноиндустрии в западных странах. В Японии же картина иная, популярное аниме продолжало выходить на DVD вплоть до середины 2010х годов. К счастью часть тайтлов того времени имеет HD версию, но есть такие наименования которые обходятся только эфирным показом и записью на DVD.

Особый "извращенный" поджанр аниме для взрослой аудитории наиболее сильно пострадал по этой теме. Японцы только пару лет назад отказались от устаревшего формата, заменив DVD на вэб демонстрацию. HD версии имеются лишь у единиц наименований. Вот так вот Япония шагает в ногу со временем.

Что не так с DVD?

Когда мы покупали диски и смотрели их в хардверных плеерах на устаревших сегодня телевизорах - все было замечательно. Тогда формат поражал своим качеством, особенно на контрасте с ТВ вещанием. Проблемы начинались при попытках смотреть видео на ПК, дело в том что ни один софтверный плеер в точности не демонстрирует оригинальную картинку, а лишь эмулирует процесс максимально приближаясь к источнику. Однослойный DVD-диск обладает внушительным объемом, примерно 4.5 Гб куда должно в среднем вмещаться 1.5 часа аниме в формате MPEG2. Чтобы сократить объем были придуманы специальные видео-кодеки для сжатия, самые популярные из которых Xvid и h264. Вот с этого момента начался лютый ужас.

Качественный RIP - это искусство

Анаморфное видео - это когда кадр источника имеет определенный размер, например 720x480 пикселей в NTSC сигнале и изменяет пропорции в соответствии с аспектом видео, для 4:3 будет 640x480, а для 16:9 становится 852x480. Авторы изначально не подстраивают свои произведения под разрешение DVD, рисуют аниме в более понятном виде и уже потом конвертируют в непонятный аспект 720x480, то есть происходит искажение, которое в последствие исправляется софтовыми средствами. То что выходит берет рипер и конвертирует еще раз, обрезая лишние куски кадра в виде черных полос, придавая будущему проекту неверные пропорции, квадраты становятся прямоугольниками, а круги овалами. К счастью так происходит не всегда, а лишь в половине случаев. Так делалось во времена устаревшего контейнера AVI, современные MP4 и MKV могут растягивать анаморфное видео, но у многих риперов осталась пагубная привычка.

Интересный факт: разрешение 852x480 не является точным для 16:9 аспекта, верное значение находится на ширине равной 853м пикселям с копейками, просто плееры не способны отображать неполное значение.

Анаморфный кадр который изменяется.
Анаморфный кадр который изменяется.

Колориметрия - авторам приходится насильно изменять цвета своего аниме творения в угоду DVD-формату. Красный, синий, зеленый всегда меняют оттенки при конвертации в SD (стандартное разрешение), очень часто используется цветовое пространство bt470, реже smpte170. Риперы же забывают правильно скопировать цвета, что видно по мета данным, более того, коверкают аниме добавляя свою матрицу и меняют гамму. В последнее время пошла мода делать апскейлы (растягивают картинку) до 720p и больше, так вот это уже HD разрешение, где цветовое пространство совершенно иное - bt709. Снова происходит ненужное искажение.

Так же следует упомянуть об ограничение цветов. Для телевидения существует пониженный спектр, где присутствуют не все цвета, под этот неполный стандарт и подстраивается DVD-формат с которого делаются рипы для нашего просмотра.

Все вышеперечисленное не особо заметно, потому что мы не знаем как выглядит оригинал нарисованный авторами и попросту не можем сравнить одно с другим. Однако, из-за частых конвертаций появляется эффект бандинга, это когда границы цветов, которые должны плавно перетекать друг в друга становятся чрезмерно заметными и бросаются в глаза, раздражая зрителя.

Соник оказался хорошим примером, и я с трудом нашел нужный кадр, бывают случаи намного хуже.
Соник оказался хорошим примером, и я с трудом нашел нужный кадр, бывают случаи намного хуже.

Частота кадров - начать следует с того что в аниме для ТВ показа не так уж много кадров, как принято думать, 12 кадров обычная величина, иногда в бюджетном аниме может встретится вовсе 8. В полнометражных произведениях картина иная, там большой бюджет и авторы позволяют себе разгуляться, нарисовав более проработанные сцены.

DVD-формат способен демонстрировать только определенные частоты в 29.97, 23.976 и 25 кадров на секунду времени, что намного выше чем есть в аниме. Авторам приходиться делать ненужные кадры дубликаты, увеличивая цифровой вес произведения в разы. С этим делом еще можно мириться, так как вес не влияет на просмотр. Вот пример с которым тяжело смириться: допустим, имеется источник в 29 кадров и по какой-то причине авторам понадобилось продавать свое аниме в стране, где стандарт 23 кадра, тогда приходится удалять из оригинала 5 лишних кадров, произойдет это программным методом, в таком случае неизбежно удаляются полезные кадры. Эти метаморфозы выливаются в сильное подергивание картинки при движении камеры, которое неимоверно раздражает зрителя.

Пример подергивания при движение камеры. ГИФ 25 ФПС.
Пример подергивания при движение камеры. ГИФ 25 ФПС.

Интерлейс - метод разбивки кадра для телевизионного вещания. Сложная тема для понимания, необходимо перелопатить тонны информации в интернете чтобы хоть немного разбираться в вопросе. Я расскажу только о неудобствах которые причиняет плохой деинтерлейс.

Во-первых, это бленды (смешивание), остаточные кусочки изображения на последующих кадрах, которые иногда называют "призраками", этот эффект настолько распространен что наверняка каждый встречался с ним. Что в этом плохого? Анимация превращается в смазанную кашу, от которой может закружиться голова.

Во вторых, это разрывы линий из-за неправильного подбора верхних и нижних полей. Эффект портит картинку, ведь когда прямая линия внезапно становиться пунктиром это тоже бросается в глаза.

Ситуация с интерлейсом такова что примерно 50% аниме имеют способ перехода в прогрессивную развертку без наличия артефактов простым программным путем, 25% сложны для этого процесса и требуют ручного вмешательства, 10% невероятно сложны, требуют уйму времени на исправление и наличие неимоверного опыта в этих делах, оставшиеся 15% находятся на кошмарном уровне сложности и скорее всего никогда не восстановят вид задуманный авторами.

Пример бленда.
Пример бленда.
Пример разорванных линий.
Пример разорванных линий.

Прочие артефакты видео - такие, как блочность, дот кравл, хало, радужность, неровности требующие сглаживания и другие. Решаются просто - замазыванием оных, то есть программным путем замыливаются проблемные участки в аниме. Результат получается сомнительным, вместе с удаленными ненужными объектами исчезают полезные детали и в конце концов получается мыло мыльное на которое без слез не посмотришь.

В чем провинилась Япония?

Да, DVD используются во всем мире, а не только в стране восходящего солнца. Однако, ситуация с фильмами намного лучше чем с аниме, западная мультипликация имеет проблемы, но не настолько критичные, как японская анимация. Существует программный комплекс мер для устранения интерлейса специально под аниме "AnimeIVTC" и наличие этого способа уже о многом говорит, например что аниме требует особого подхода.

Насчет консерватизма японцев, в 2008 году, когда уже как несколько лет люди меняли "квадратные" экраны на широкоэкранные, в аниме сериале "Ван Пис" придумали сюжетную арку состоящую из филеров. Там пираты прибыли на очень длинный остров, где обитали длинные животные и вообще все предметы были длинными. С этого момента сериал начал показываться в 16:9 формате. К слову, западный сериал "Лост" вышел в 2004м году и имел широкий формат, даже некоторые наши сериалы про детективов в 2008м обзавелись широким экраном. В Японии же за примером "Ван Писа" мало кто последовал, "Наруто" еще год выходил в 4:3 аспекте, а "Гинтама" и того дольше. Все потому что японцы неохотно отказывались от "квадратных" телевизоров и им было бы неудобно лицезреть черные полосы сверху и снизу.

Заключение

Сегодня DVD забытый формат даже в Японии. К сожалению по-прежнему остались неприятные традиции в виде использования устаревшей частоты в 23.976 кадров. Появилась тенденция чрезмерно сильно сжимать видео по средствам современных кодеков VP9 и h265. В первую очередь страдает наличие шума, который специально присутствует в аниме и придает деталям более глубокую насыщенность. С этим ничего не поделаешь, такое уж время просмотра аниме онлайн в браузере.

Наверняка у Вас имеется несколько любимых аниме наименований из эпохи DVD-формата, знайте что с высокой вероятностью эти аниме могли бы выглядеть лучше чем Вы их смотрели. Или же какое-то старое аниме, которое Вы не стали смотреть по причине плохого качества, на самом деле может иметь вполне приемлемый вид.

Старый рип, которому 7 лет. К сожалению я не могу сделать сравнение из-за того что Яндекс также сжимает картинки в WebP формат, где все мылится.
Старый рип, которому 7 лет. К сожалению я не могу сделать сравнение из-за того что Яндекс также сжимает картинки в WebP формат, где все мылится.
Ссылка на прошлую статью, ссылка на следующую статью.
Если описанное вызвало интерес к аниме или приятные воспоминания о давно просмотренном тайтле - пожалуйста, поставьте лайк и оставьте комментарий.