Найти тему

Как отвечать ребенку, если я не знаю ответа

Дети задают родителям вопросы на любые темы, начиная от "а как баба-яга в ступе летает?", заканчивая "почему Бог не исполняет мое желание, он же всемогущ".

Про то, что не стоит отвечать детям "Вырастешь — узнаешь" и "Отстань!" знает каждый 😅: познавательная деятельность — ведущая у детей и играет наиважнейшую роль в их развитии, как интеллектуальном, физическом, так и в эмоциональном.

Отвечать «не знаю», даже если у вас действительно нет готового ответа, тоже не стоит: ваш авторитет может упасть в глазах ребенка от частых "не знаю", да и само это словосочетание очень категоричное, не дает шанса на существование "знаю".

Можно ответить так:

- Я даже не задумывалась, почему так.

- Я тебе не могу сейчас точно сказать.

- Какой интересный вопрос! Дай подумаю....

Чтобы выработать у ребенка привычку искать ответы самому, отлично работает способ задавать встречный вопрос:

- А ты как думаешь: почему?/как?

Очень часто этот вопрос выручает 😅😅, т.к. дает несколько секунд, чтобы продумать ответ на "неудобный" вопрос 🙂. Да и ответы детей бывают очень нетривиальные и точные 🙂.

Важно и дискутировать: это ох как сближает и развивает умение открыто, уважительно вести диалог, видеть множественность вариантов и не делить мир на черное и белое, верное и неверное:

- Наверное, баба-яга волшебные слова знала, чтобы ступа летала. Нет? Думаешь, там моторчик был? А где он был спрятан, как думаешь? А как же он работал? От батареек? Да, может быть и так... и т.п.

А чтобы дети учились добывать информацию где-то еще, кроме как у родителей, то можно отвечать и так:

- Слушай, я не очень в технике разбираюсь. Ты спроси у дедушки - он точно знает.

- О, давай посмотрим в интернете.

- Сходим в библиотеку и возьмем книгу про рабочую технику в следующий раз.

- Пойдем, где дорогу ремонтируют, посмотрим, какие машины нужны для укладки асфальта.

По вопросам ребенка легко определить его интересы, и можно ненавязчиво предлагать ему книги, мультики, музеи по этой теме: ведь ребенок готов впитать легко и много там, где ему интересно. Так вопросы можно сделать многофункциональным инструментом развития ребенка 🙂.