«Гангстер №1» - фильм, что был за 20 лет до «Джентльменов» Гая Ричи
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
«Ну и как тебе „Джентльмены“ от Гая Ричи?» - спрашивают знакомые. «Понятия не имею, ибо пока ещё не смотрел – посмотрю пристально и критически, когда спадет ажиотаж». Что касается современных лондонских криминальных драм, то оные вовсе не с Гая Ричи начались. Придется сделать несколько материалов, посвященных оным.
А пока же мы обратим внимание на фильм, который настолько впечатлил Ричи, что мы сможем найти «прямые цитаты» из оного в нашумевшем «Револьвере» (2005). Мы говорим о криминальной драме «Гангстер №1» (2000), которая была создана на заре своей карьеры шотландским режиссером Полом МакКиганом, которому мы в первую очередь обязаны «Счастливым числом Слевина» (2005) и сериалом «Шерлок» (2010). Проекты, надо отметить, весьма значимые
В «Гангстере №1» МакГиган решил сделать ставку не на гангстерский активизм, а на криминальную психологию, что перекликает данную ленту с классическим нуаром. Многие находили сходство «Гангстера №1» и «Американского психопата», хотя фильмы вышли на экраны фактически одновременно. Поэтому едва ли можно говорить о сюжетном воздействии. Просто создатели оказались «на одной волне»
Действие в фильме (как и положено, в нуаре) происходит в нескольких временах и фабула совершенно не совпадает с сюжетом. Находящийся на вершине криминальной власти «гангстер» (в условиях нулевых его играет Малкольм Макдауэлл) раздраженно узнает, что после тридцатилетнего тюремного заключения на свободу выходит некто Фредди Мейс. Это заставляет его мучительно возвратиться в мыслях в 1968 год, когда началась его криминальная карьера.
Молодой «гангстер» оказывается в банде Фредди, который слывет у публики модником и джентльменом. Он одет с иголочки. А Лондон, ставший сценой криминальных разборок, сотрясается раскатами бита. Клубы, девочки, стильная жизнь…. У каждой национальной формы криминала есть своей тайный пласт. В России – это «уважение», а в Лондоне – это «стильность». Кто «стильный», тот и «крутой».
Молодой «гангстер» (которого весьма убедительно играет Пол Беттани) не просто жестокий и завистливый малый, который хочет стать «таким же, как Фредди Мейс». У него реальные нелады с головой. И он не просто психопат, как герой Кристиана Бейла из упоминавшейся выше киноленты. Он реальное чудовище, внутри которого живет приличных размеров осколок инфернальной тьмы. Это подчеркивается в паре сцен, когда молодого «гангстера» начинает «ломать» и он угрожающе шипит.
Некоторые персонажи открыто говорят ему: «Внутри тебя живет нечто мерзкое, что точит тебя изнутри». Став правой рукой предводителя банды (своего рода тенью) он хочет подменить его собой. Подобно тому, как в страшных сказках тень хочет занять место человека. И это ему удается. Фредди, несмотря на свой шик, не создан для криминальной карьеры. В итоге он вообще мечтает зависти семью. Это намерение буквально вызывает приступ истовой ненависти «молодого гангстера». И судьба Фредди предрешена…
«Гангстер» создает хитрые ловушки. А затем начинает расправляться со всеми, кто ему не нравится. Однако зачистив «поле деятельности», заработав в сотни раз больше своих «предшественников», он мучительно понимает, что так и не стал «№1». Но он знает, что на криминальном Олимпе есть место только для одного человека. И даже тридцать лет спустя вновь заходится в приступе неистовства
Однако навык вызвать страх ещё не означает умение пробуждать уважение. Можно убить всех подряд. И тогда ты станешь единственным, но отнюдь не первым
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»