Найти тему
Обычные будни

"Папа у Васи силён в математике". Четыре причины, почему родители делают уроки ВМЕСТО ребёнка.

Ответьте мне, дорогие читатели, любили ли вы делать "домашку"? Конечно, нет. И сколько радости до сих пор вызывает у детей фраза учителя на уроке "домашнего не будет". А уже как рады родители, читая эту запись в дневниках, чатах или сетевом городе. Иногда даже больше отпрысков. Но фраза эта не такая уж частая и делать домашние задания всё равно приходится.

И с первой недели сентября начинаются жалобы родителей о том, что с работы они приходят поздно, надо домашние дела делать, а тут эти учителя-изверги столько задали, что ребёнок не смог ничего сделать сам! И сидят они до поздней ночи над математикой и английским и вообще, школа - зло.

Баян из интернета.
Баян из интернета.

И тут стоит не валить вину на ребёнка или школу, а спокойно разобраться - а почему так получилось?

На первое место многие психологи ставят, как ни удивительно, тревожность родителей. Многим кажется – если не помогать ребенку, он не разберется в вопросе, сделает неправильно. Получит плохую оценку, расстроится, лавина непонимания будет расти, а в итоге школьник скатится в отстающие. Вывод напрашивается сам собой - помогать детям выполнять домашнее задание - их святой долг. И если они пустят все на самотек, то успеваемость ребенка упадет ниже плинтуса, он совсем распустится. Здесь не про помощь ребёнку. Здесь про власть, контроль и страх передать ответственность тому, чьей она действительно должна быть.

Вторая причина - перегруз у ребёнка. Не смотря на все СанПины, в которых регламентируется время на выполнение домашнего задания (да, такие есть и вменяемые учителя действительно их соблюдают), иногда оно бывает больше положенного. Чаще всего это происходит в гимназиях, лицеях, профильных классах. Ведь рассчитаны они не на среднего по способностям ребёнка, а на максимально мотивированного и, не будем говорить обиняками, чуть более развитого интеллектуально, чем большинство сверстников. В таких школах нужны показатели - олимпиады, НОУ, ЕГЭ не ниже 80 баллов по любому предмету. И программы здесь часто бывают усложнённые, авторские, экспериментальные. Тут тогда снова вопрос к родителям - может стоило выбрать школу попроще, если вашему ребёнку тяжело это осваивать? Не гнаться за словом "престиж"?

Кстати, у меня на уроке один ребёнок реально заснул.
Кстати, у меня на уроке один ребёнок реально заснул.

К перегрузу ещё добавляем кружки, на которые родители, особенно жители мегаполисов, часто водят своих детей не особо интересуясь их мнением и возможностями - музыкальная школа (а там задания ещё больше времени отнимают), спортивные секции, художественные. Здорово, если ребёнок это всё посещает с удовольствием, а если еле тянет?

Я недавно общалась с приятельницей. Дочь в пятом классе. Учится в первую смену в гимназии. После обеда четыре раза в неделю музыкальная школа, три раза секция спортивного плавания, два раза языковая школа. Девочка домой в будни возвращается не раньше семи вечера. Задания делают до двенадцати ночи. На вопрос "зачем такой загруз?" на меня посмотрели как на идиотку, мол "всё пригодится, а ребёнок по улицам не болтается".

Третья причина, почему ребёнок не делает сам уроки, а ждёт помощи мамы и папы - хитрость этого самого ребёнка.

Рисунок Ю. Узбякова
Рисунок Ю. Узбякова

Который, зачастую, просто ленится. Зачем прилагать усилия, читать параграф, напрягать мозг, если вечером придут родители, им можно рассказать, как он "два часа мучился и ничего не понял в формуле по физике", а училка злая и орёт, ничего не объясняя. Мама и папа пожалеют деточку, сядут "помогать". А время десять, а завтра вставать... И вот уже родители не заметили, как сделали домашнее за детку, которой осталось только переписать готовое в тетрадку. Времени на полчаса. Зато весь день был свободен. Думаете, так не бывает? Бывает, ещё как.

И четвертая - многие современные дети не умеют "есть лягушку по частям". Не смотря на все этапы урока с их целеполаганием, составлением плана и пошаговым выполнением, дома у них это не получается. Они видят задание. Возможно, чуть более сложное, чем решали в классе. Возможно, длина стихотворения для заучивания их пугает. Возможно, надо отлистать три параграфа назад и там что-то вспомнить/посмотреть, но! Они они уже напугались, решили, что "не смогу, для меня это слишком трудно" и отступили. Здесь не манипуляция, как было выше. Они действительно НЕ ВЕРЯТ, что справятся (опустим тот момент, кто в этом виноват, вполне возможно и школа и семья вместе). Не могут разбить сложное трудоёмкое задание на посильные этапы.

Но итог тот же самый - домашнего нет, привет родители, давайте вместе. Причем вместе у них действительно получится. Когда им покажут первый шаг или подбодрят.

А пункта "сложная программа" не будет. Пожалуйста, дорогие родители, сначала сходите на тот урок, где ваш ребёнок "ничего не понимает" и посмотрите, как он ведётся. Полистайте учебник. Посмотрите требования к выпускникам. И высший пилотаж - найдите в интернете программу тех лет, когда учились вы сами. И не поленитесь сравнить с той, по которой учится ребёнок. Вы удивитесь, насколько суть и объём не меняются. А иногда уменьшаются, а не увеличиваются, как принято сейчас думать. Например, сколько тем убрано в химии и физике. Как растянута "начинка" в начальной школе. Как сократили количество произведений в литературе.

Я думаю, причин "ночных бдений над домашним" на самом деле больше. Но в своей практике сталкиваюсь именно с этими. А вы?