Найти тему

10. Из истории судоходства по Дону и в Приазовье. Корабль-приют.

10. Корабль-приют.

Идея создания плавучих приютов для детей принадлежала профессору математики, итальянцу Гаравента. Суть этой идеи заключалась в следующем. Работа в море, волей неволей, изолирует человека от береговой жизни, а в случае с детьми – от развратного влияния берега и в особенности городов, а с другой стороны закаляет и облагораживает детскую душу. Руководствуясь этой идеей, профессор приобрел судно, набрал группу уличных мальчишек Генуи и занялся обработкой душ в исключительной обстановке. Успех был налицо: дети быстро приобщились к морской жизни и почувствовали себя настоящими моряками.

Воспитанники Гаравента. Фото из открытых источников.
Воспитанники Гаравента. Фото из открытых источников.

Идею профессора Гаравента занес в Россию барон Буксгевден – представитель ведомства учреждений императрицы Марии. Во время своего путешествия по Европе он посетил заведение профессора Гаравента, и оно ему так понравилось, что он стал пропагандировать идею плавучих приютов для детей в России.

01 ноября 1902 года, по случаю приезда в Таганрог, членом главного комитета попечительства детских приютов, бароном О. О. Буксгевденом, было проведено экстренное заседание городского попечительства детских приютов. В своем выступлении барон О. О. Буксгевден довел до местных попечителей идею создания корабля-школы для содействия исправления детей подростков. Барон полагал, что порты Азовского, Черного и Каспийского морей более приспособлены для осуществления задачи исправления испорченных мальчиков-подростков, воспитывая из них будущих матросов торгового флота. К тому же, у барона была телеграмма от великого князя Александра Михайловича, в которой он изъявил живейшее сочувствие этому начинанию и обещал каждому возникшему для этой цели попечительству материальную поддержку из сумм центрального управления коммерческими портами: единовременно 500 рублей и по 300 рублей ежегодно. Смета расходов для такого приюта, по подсчетам должна простираться до 6500 рублей в год. Барон Буксгевден просил местных попечителей высказаться, находят ли они такой корабль-приют пригодным для воспитания испорченных детей и какому органу следовало бы вверить управление и заведование этим приютом. Дело было хорошее, и местные попечители решили с «особым удовольствием приступить к осуществлению прекрасной идеи барона О. О. Буксгевдена. Здесь же состоялась подписка на пожертвование средств для покупки корабля-школы. Было собрано 1090 рублей.

07 ноября 1902 года неутомимый барон О. О. Буксгевден в зале думских заседаний, в Ростове-на-Дону, ведет совещание по вопросу постройки корабля-школы в Ростове-на-Дону. Предполагалось приобрести парусное судно, стоимостью около 10000 рублей. Часть расходов покрывало главное попечительство о детских приютах, дававшее 5000 рублей единовременно и 3000 рублей ежегодно. Городу оставалось собрать по подписке 5 – 6 тысяч рублей.

«Ростов справедливо гордиться своими богатыми и отзывчивыми на всякое доброе дело гражданами, а потому позвольте надеяться, что и вы, милостивые государыни и милостивые государи, поддержите доброе начинание своими средствами». – Закончил свою речь барон О. О. Буксгевден. Барона поддержали начальник порта Н. М. Лушков, городской голова П. Ф. Горбачев. Поспорили немного. Было предложение просить правительство выдать беспроцентную ссуду в 50 тысяч рублей для приобретения паровой баржи, но затем остановились все же на парусном судне. И сделали подписку.

Первый такой корабль-приют появился в Таганроге. Таганрогское попечительство детских приютов в рекордные сроки собрало необходимые средства для покупки парусного судна. Сам государь император пожертвовал 1000 рублей на благородное дело. Судно, парусная шхуна «Ева», было приобретено летом 1905 года за 6500 рублей, да еще на ремонт и переоборудование «Евы» было истрачено 1900 рублей. Судно могло перевозить 14 тонн и на нем предполагалось разместить 25 мальчишек, но для первого опыта набрали только 6 человек, детей беднейших жителей Таганрога в возрасте от 13 до 16 лет. К весне 1906 года судно было готово к плаванию. Капитаном судна был приглашен штурман 2-го разряда Степан Иванович Неино, еще довольно молодой человек. Это приглашение Степан Иванович принял с удовольствием. За свой труд он согласился получать третью часть чистого заработка судна. На должность судового воспитателя был приглашен учитель мореходной школы А. А. Однорадов. По замыслу он должен был преподавать детям элементарные сведения по наукам, соприкасающимися с морским делом. Остальная команда судна состояла из боцмана и четырех матросов, один из которых выполнял работу кока. Здесь нужно добавить, что капитан корабля-приюта и его помощник, работая на корабле-приюте, имели право на получение пенсии из государственного казначейства. При этом первый должен был утвержден в должности смотрителя, а второй в должности помощника смотрителя. Они должны были отчислять 2% со своих окладов на пенсию. Государство обеспечивало пенсию, это было очень важное условие.

Центральное управление предложило Ростовскому-на-Дону городскому, Керченскому городовому, Феодосийскому уездному и Батумскому областному попечительствам детских приютов принять участие в деятельности таганрогского корабля-приюта. Предлагалось посылать на корабль-приют своих воспитанников с ежегодною оплатой 150 рублей за ученика и 50 рублей единовременно на его обмундирование.

6 марта 1906 года государь император Высочайше соизволил на присвоение таганрогскому детскому приюту-кораблю наименования «Святой Николай» и особого флага с изображением эмблемы ведомства учреждений императрицы Марии – пеликана, кормящего своих птенцов и буквы «М» с императорской короной.

«Св. Николай». Фото из открытых источников.
«Св. Николай». Фото из открытых источников.

Первый рейс судно сделало из Таганрога на Таганрогский рейд. Затем 17 апреля судно загрузилось углем в Мариуполе на Керчь. В Керчи «Св. Николай» загрузился солью на Новороссийск, а из Новороссийска он прибыл в Таганрог с дровами. В самом начале этого плавания дети очень страдали от морской качки, но эта болячка, как известно, со временем проходит сама, обвыклись. Рабочий день у юных моряков начинался в 6 часов утра и заканчивался в 6 часов вечера, причем 2 часа после обеда они отдыхали. Дети принимали участие во всех судовых работах, доступных их силам. С парусами они работали наравне со взрослыми, «как кошки» карабкаясь «на самые верхушки мачт». Кормили их на 9 рублей в месяц каждого: в 8 часов утра завтрак и чай, в полдень обед, в 4 часа пополудни чай с хлебом и по окончанию работ в промежутке между 7 и 8 часами вечера ужин. На завтрак давались попеременно сыр, масло, сельди, тарань и маслины. Обед состоял из двух блюд: борща и каши, в один день гречневая каша, во второй день пшенная. В воскресенье и в праздничные дни вместо каши подавалось жаркое. Ужин соответствовал обеду, так как питание готовилось в двойном размере: что на обед, то и на ужин. Питание воспитанников считалось весьма удовлетворительным. Ни один из юношей в течение навигации не заболел, и вид у них в конце навигации был совсем иным. Это были окрепшие юнцы.

Воспитанники не только работали, но и учились. Им преподавали закон Божий, арифметику, русский язык, географию. Кроме этого, они изучали устройство судна, размеры судов, строящихся на побережье Азовского и Черного морей, грузовые приспособления и навигацию. Навигацию, конечно, в усеченном виде: о горизонте, румбах, земном магнетизме, исправление и перевод компасных румбов. В море стояли на руле, выполняли судовые работы, а в порту привлекались к погрузке и выгрузке.

В один из приходов в Таганрог, один из мальчиков, отпросившись домой, на борт больше не вернулся. Море не всем подходит.

В навигацию 1906 года «Св. Николай» сделал 18 рейсов. Расход по судну в течение навигации выразился в сумме 3617 рублей 56 копеек, валовый доход от работы судна – 3637 рублей 81,5 копейка. Практически отработали по нулям. Но были причины: во-первых, судно из-за ремонта, начало навигацию на 20 дней позже, во-вторых, в навигацию 1906 года судно вместо 15000 пудов могло перевозить только 13500 пудов из-за состояния верхней части судна, нуждающейся в основательном ремонте. По подсчетам такой ремонт должен был бы вылиться в 6000 рублей. Таганрогское городское попечительство, в поисках требуемых средств на ремонт, обратилось с просьбой помочь безвозмездно в гирловый комитет, в императорское общество содействия русскому торговому мореходству, к банкам. В конце 1906 года, в виду предполагаемого ремонта, решено было оставить судно в Керчи, где и ремонт обходился дешевле, и его можно было начать раньше, но зима изменила все планы – судну пришлось зазимовать в Мариуполе.

В зимнее время, когда дети находились по домам, ведомство приютов выдавало им по 3 рубля в месяц, а также, при необходимости, выделялись деньги и на одежду.

В средине лета 1908 года на заседании портового присутствия Таганрога коснулись и судьбы корабля-приюта. Председатель городового попечительства детских приютов просил выделить средства на ремонт корабля-приюта «Св. Николай». Просьба была отклонена в виду нецелесообразности ремонта. Но присутствие постановило просить отдел торговых портов отпустить 6000 рублей на покупку нового судна. По этому вопросу начальник порта Таганрог А. П. Семенюта остался при своем мнении. Он вообще не видел ничего хорошего в корабле-приюте, так как воспитанники «Св. Николая», по его мнению, никакой пользы мореплаванию не приносят, а потому и был против выделения 6000 рублей. Но в виду вынесенного постановления, начальник порта предлагал купить новое судно за 10000 рублей: 7000 имелось у корабля-приюта, 2500 рублей можно было выручить от его продажи, а остальные 500 рублей покрывались из специальных средств.

В 1911 году корабль-приют «Св. Николай», как уже никуда не годный, был продан на разборку. За него выручили 1425 рублей.

В начале лета 1912 года «Морской министр пожертвовал для местного корабля-приюта бывший стационер Черноморского флота «Запорожец». На приемку его в Севастополь был послан член комитета приюта Ф. К. Звороно.

Бывшая канонерская лодка «Запорожец» была построена в Николаеве в 1887 году. В 1911 году Морское ведомство списало «Запорожец», а затем, «с Высочайшего соизволения, последовавшего 23 февраля сего года», передало таганрогскому приюту.

Канонерская лодка «Запорожец» «в молодости». Фото из открытых источников.
Канонерская лодка «Запорожец» «в молодости». Фото из открытых источников.

Местная газета писала: «На днях под буксиром парохода Звороно «Константин» доставлена в таганрогский порт из Севастополя канонерка «Запорожец», переданная по Высочайшему повелению таганрогскому попечительству детских приютов для устройства учебного судна, вместо такого же «Св. Николай». «Запорожец» по своим размерам, машинам, конструкции и остаткам арматуры является весьма ценным даром для попечительства. Длина «Запорожца» - 210 футов, он имеет две машины по 600 сил каждая (по индикатору) шесть котлов, причем все это самой прочной конструкции; облицовка по машинным частям и в разных помещениях судна красного дерева. За время приписки к Севастопольскому порту с «Запорожца» сняты многие принадлежности, тем не менее, значительная часть такелажа в виде проволочных канатов, якорей, снасти и т. п., а равно и прекрасные шлюпки, вельбот и т.д. остались при нем. Вполне понятно, что по крепости корпуса «Запорожец» как военное судно превосходит все коммерческие суда нашего порта. Но эти же прекрасные качества и ставят попечительство в затруднение в смысле использования судна. Для какой цели его приспособить? Для пассажирского ли движения или для грузового? Пассажирского – в смысле хотя бы устройства круговых по Азовскому и Черному морю прогулок. И в том и другом случае необходимы значительные затраты, причем, приспособляя его под грузовое движение, попечительство может продать на крупную сумму разных ненужных тогда приспособлений и частей. Затем неизвестной остается стоимость эксплуатации «Запорожца». Все эти вопросы на днях будут выяснены в собрании попечительства, и назначен будет день торжественного приема судна и переименование его из «Запорожца» в «Св. Николай», согласно выраженной Высочайшей воле».

Стал ли «Запорожец» кораблем-приютом – не известно, но летом 1916 года он стоял на приколе в Таганрогском порту под охраной сторожа.