Примерно в эти мартовские дни, а точнее 3 марта (21 февраля) 1613 года случилось важное событие в истории России. Земский Собор наконец-то определился с тем, кто дальше будет править Московским государством и присягнул Михаилу Романову.
Интересно, что 15-ю годами ранее, ровно в этот же самый день, москвичи пошли крестным ходом уговаривать принять трон Бориса Годунова, четыре дня перед этим отказывавшегося от избрания. Уговорили, Борис согласился (он, конечно, и не думал отказываться, просто власть хотел себе забрать всю и полностью, подробнее можно прочитать в другой моей статье).
Через полтора десятилетия страна лежала в руинах. Династия Годуновых на троне не удержалась, несколько неурожаев подряд, пик малого ледникового периода не дал закрепиться на русском троне новому роду. А в обессиленной и разоренной стране, столицу которой только что освободили от иностранного гарнизона, выбирали нового царя, решая, как и куда страна пойдет дальше.
Казалось бы, имелся прекрасный кандидат – глава Второго ополчения князь Дмитрий Пожарский. Вот только после того, как Москву освободили, большая часть ополчения разъехалась по домам. А казаки, стоявшие лагерем около города – нет. И главной военной силой стали именно они. И когда говорят о «всенародном избрании», никогда, даже в наше время, а уж в XVII веке в особенности, нельзя забывать, что «всенародно» обычно избирают либо того, кто способен всех купить, либо того, у кого больше аргументов. Желательно, далеко стреляющих или хорошо заточенных.
У подданного королевича Владислава по имени Миша Романов (не стоит забывать, что этот юноша Владиславу присягнул, в отличие от, например, Пожарского, который этой грязью себя не запятнал) такие аргументы нашлись в достаточном количестве.
Этим аргументом стали казаки. Стояли они, конечно, не за молодого, глупого мальчишку, которого никто не знал, а за его отца, Филарета, бывшего патриархом в Тушинском лагере. Казаки, по сути, заблокировали в усадьбах князей Пожарского и Трубецкого, тем более, что сил у них было меньше, а потом собрали бояр и поинтересовались, как пройдут выборы и кого собираются выбрать.
Закончилось все тем, что по казачьей легенде, казаки бросили на грамоту, в которой обговаривался порядок выбора царя, саблю и заявили:
- Считаем, что на троне должен быть Михаил Романов!
Ну да. Обыкновенный военный переворот. Спорить с которым у других претендентов не было сил. Так Миша Романов стал всенародно избранным государем.
Что было потом? Мишу и его мать пришлось очень долго уговаривать согласиться. На самом деле пришлось, потому что русский трон на тот момент был очень опасным местом. Лжедмитрий I, Федор Годунов, Василий Шуйский не дали бы соврать.
Казаки, посадив в Москве «своего» царя и династию, наверное, должны были зажить вольготно и привольно. Но получилось все с точностью до наоборот. Филарет, отец Миши Романова вернется из плена и станет патриархом и начал закручивать гайки. Потом их еще больше закрутил сын Михаила, Алексей Михайлович.
Дальше Петр I окончательно добрался и до казаков и полностью завязал с их вольницей. При Петре казаки из вольной массы, которая сама принимала решения, как жить, с кем воевать, а с кем не стоит, превратятся в государственных военных рабов по сути дела. Все изменится целиком и полностью за три поколения.
И что характерно, так и должно было получиться в крепком государстве. Потому что крепкое государство – это то, в котором все надежно и стабильно. А казацкая вольница, которая может бросить саблю на грамоту и потребовать избрать «правильного царя» - крепкому государству – вред и помеха.
--------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.