Все мы читали сказку о том, как кот, надевший сапоги, обманул короля. Но далеко не все знают, что у этой сказки существует русские аналоги, сохранившие архаические мотивы.
Когда я впервые прочитала о приключениях Кузьмы Скоробогатого, то решила, что русские рассказчики просто переиначили на местный лад европейскую сказку, а кота заменили лисой. Но когда я прочитала «Бухтан Бухтанович», а так же башкирский вариант «Егет и лиса» (между прочим, Павел Бажов упоминал, что лисичка-оборотень в сказке «Золотой Волос» появилась благодаря этой башкирской сказке), и еще несколько сказок разных стран, то у меня закралась мысль, что было как раз наоборот. В большинстве сказок юноше помогает именно лиса! И это понятно – животное хитрое, а хитрость в древности ценилась – это был показатель ума, мудрости, умения колдовать.
Собственно, о чем же сказка?
Начнем с лисы. Исследователи считают, что ее образ восходит к тотемным временам, когда в каждом роду были свои предки в виде животных. Вспоминается, что в русском фольклоре лисичка – «сестричка», «кумушка» (крестная мать по отношению к родителям ребенка). Что интересно, наш герой не имеет имени, его наименовывает сама лисичка. Бухтан Бухтанович – прозвище от слова «бухнулся» (в воду). Другие имена более благозвучны и несут пожелания богатства – Чистозолото, Скоробогатый, Повелитель Вина, Шах грушового дерева, Лесной владыка.
Пожалуй, самый старый «пласт» в сказке – это «охота» лисы на животных, которых она приводит царю в качестве подарка. Здесь прямо связывается охотничья удача с действиями тотемного покровителя.
В общем-то, и так понятно, что лиса играет роль свахи. Есть и другие типы сказок, где она помогает обрести невесту. Например, в сказке «Золотой камень» она приводит женихов к камню с портретом царевны. В европейских аналогах «Жар-птицы» она подсказывает принцу, где добыть огненную птицу, коня и красавицу (на которой принц и женится, собственно говоря).
Примечательно, что в башкирской, итальянской, кавказских сказках лиса завещает похоронить ее с почестями, а когда герой попросту выбрасывает мертвую помощницу на улицу, вдруг оживает. Варианты развязки разные – либо герой кается и повторно хоронит «по-человечески», либо лиса сердится и выдает секрет его происхождения королевне (та, соответственно, бросает мужа и уходит к отцу). Есть даже вариант, где лиса просит сжечь себя после смерти, а при сжигании превращается в золотое кольцо. Этим подчеркивается, что она связана с человеческим родом и обряд должен совершаться как по близкому родственнику, иначе богатство «уйдет».
В большинстве вариантов, у разных народов сохранились сходные моменты. Например, будущий муж «тонет» в реке или озере, чаще все-таки в реке. Интересно, что в воде он оказывается потому, что лисичка сломала или подожгла мост. У меня закралась мысль, что она это сделала, чтобы жених точно не смог вернуться обратно (вспомним выражение «сжег все мосты»). Но купание в реке имеет и другую причину – священное очищение водой является частью обрядов, связанных с переходом из одного социального статуса в другой (а свадьба, как раз из этого ряда). Иногда прямо говорится, что лиса выкупала жениха, вымыла, сделав красавцем.
Другой момент, который появляется в таких сказках – это то, что жених и невеста не остаются в доме ее отца, а едут смотреть «владения» новоиспеченного принца. Вот в сказке братьев Гримм кот обманывает людоеда и сам его съедает, а что происходит с лисой? Да, она так же обманывает некого могущественного «домовладельца», но обходится с ним несколько иначе – чаще всего «злодей» (а в общем-то – жертва обстоятельств) запугивается приближением «царя Огня и царицы Маланьи», прячется в стоге сена, который лисичка поджигает. Причем сено или солома упоминаются не только в русских сказках. Здесь интересно то, что в свадебных обрядах молодожены перед тем, как войти в дом, должны были перепрыгнуть горящую солому. В сибирских сказках соломы нет - отец невесты, живущий на небе, убивает «злого героя» молнией...
На мой взгляд, эта сказка о том, как поймав лису, человек завладел главными богатствами древности – хитростью и охотничьей удачей, пламенем семейного очага.
Большое спасибо, что дочитали до конца!
Наталия Трясцина.
Уважаемые читатели, если вам что-то непонятно из текста публикации или вы не согласны с предложенной точкой зрения – будьте конструктивны. Комментарии «бред», «чушь» и т.п. будут удалены.