Найти в Дзене
АВТОМОБИЛИ И ПУТЕШЕСТВИЯ

Как профессионально обработать фотографии за 5 минут

Блоги — важная часть моей жизни, к этому я шел не один год. В итоге помимо Д2, мои картинки публиковались на страницах "Коммерсанта", GEO, National Geographics, Discovery, "За рулем", и других изданий. Несколько лет назад я стал амбассадором (послом) марки Olympus — производителя, в чем я искренне уверен, лучших фотокамер для съемки в путешествиях. Но даже лучшая фотокамера сама по себе — значительная, но не единственная часть фотографического процесса. О базовых приемах фотосъемки в путешествиях я уже рассказывал, и сейчас пришло время поговорить об обработке снимков. Пуристы, тут, наверное, могут возразить, что хорошая фотография не требует обработки, но это, конечно же, не так. Все фотографии, записанные на флешку камеры в формате JPG, уже подверглись внутрикамерной обработке по таким параметрам, как контраст, насыщенность, баланс белого и так далее. Улучшить "внутрикамерную" обработку тоже можно, но в разумных пределах (например, яркость и контраст), но если увлечься, то качество

Блоги — важная часть моей жизни, к этому я шел не один год. В итоге помимо Д2, мои картинки публиковались на страницах "Коммерсанта", GEO, National Geographics, Discovery, "За рулем", и других изданий.

Несколько лет назад я стал амбассадором (послом) марки Olympus — производителя, в чем я искренне уверен, лучших фотокамер для съемки в путешествиях.

 Профессиональные камеры Olympus не боятся ни воды, не пыли. Снято на Asus Zenfone 6
Профессиональные камеры Olympus не боятся ни воды, не пыли. Снято на Asus Zenfone 6

Но даже лучшая фотокамера сама по себе — значительная, но не единственная часть фотографического процесса. О базовых приемах фотосъемки в путешествиях я уже рассказывал, и сейчас пришло время поговорить об обработке снимков.

 Фотосъемка из-за руля, или в данном случае из-за рычагов — данность при репортажной работе. Так увлекся, что даже шапку наизнанку надел. Снято на Sony Xperia XZ2 Premium.
Фотосъемка из-за руля, или в данном случае из-за рычагов — данность при репортажной работе. Так увлекся, что даже шапку наизнанку надел. Снято на Sony Xperia XZ2 Premium.

Пуристы, тут, наверное, могут возразить, что хорошая фотография не требует обработки, но это, конечно же, не так. Все фотографии, записанные на флешку камеры в формате JPG, уже подверглись внутрикамерной обработке по таким параметрам, как контраст, насыщенность, баланс белого и так далее.

 Процесс обработки фото выглядит так — вездеход плывет через реку Лена, я работаю. Снято на Sony Xperia XZ2 Premium.
Процесс обработки фото выглядит так — вездеход плывет через реку Лена, я работаю. Снято на Sony Xperia XZ2 Premium.

Улучшить "внутрикамерную" обработку тоже можно, но в разумных пределах (например, яркость и контраст), но если увлечься, то качество картинки пострадает. JPG-файл — уже готовый продукт, обработанный и сохраненный с учетом конкретного пресета (набора настроек). Вот почему серьезных модификаций с JPG-файлом сделать не получится.

Именно по этой причине я всегда фотографирую только в несжатом формате RAW, следя лишь за тем, чтобы у картинки не было пересвета. Беззеркальная камера Olympus показывает в видоискателе уже готовую картинку, так что для этого даже не требуется выводить на дисплей гистограмму (хотя это и желательно делать).

 Обрабатывать фото приходится где угодно, даже в вертолете, летящем над тундрой
Обрабатывать фото приходится где угодно, даже в вертолете, летящем над тундрой

Снимок сделан, ура! Но если открыть полученный RAW на компьютере, то обнаружится, что перед вами — серая и блеклая картинка. Теперь ее необходимо раскрасить, как говорят фотографы — "проявить", по аналогии с пленкой. Это требует некоторых усилий, но ухищрений по получению хороших картинок в пленочном процессе гораздо больше.

Для обработки фотоснимков я использую программу Adobe Lightroom Classic. На мой взгляд, это самый простой и удобный инструмент для профессиональной работы, которая должна быть эффективной и быстрой. Скорость обработки съемки — ключевая в моем репортажном деле. Обычно после теста новинки на выездном тест-драйве, я должен до вечера (или на край до утра следующего дня) подготовить готовую съемку (разбор не менее 1000 снимков, обработка 100-120 лучших, создание коллажей для публикации на D2), а также написать текст объемом от 12 до 18 тысяч знаков. Это непростая задача. Писать тексты, импортировать и обрабатывать снимки приходится все время, когда я нахожусь не за рулем.

Для меня процесс обработки начинается с выбора правильного ноутбука, который достаточно крепкий, чтобы выдерживать регулярные удары и падения, переваривать большое количество пыли. Уже 7 лет я использую только ноутбуки ASUS, самый первый, купленный в 2012 году и проехавший полмира, до сих пор жив; в поездки сейчас я езжу с компактным и мощным Asus UX433F в топ-версии (16 Гб оперативки, SSD на 512 Гб, видеокарта Nvidia Geforce). Пожалуй, ничего лучше сейчас на рынке не найти. За полгода после ряда падений (последнее — с кучи сумок на железный пол вертолета МИ-8) металлический корпус приобрел множество царапин, я дважды заливал клавиатуру чаем, но все работает как часы, а Lightroom летает, как в первый день.

 Asus Zenbook UX433F — лучший выбор для работы в моем бесконечном путешествии
Asus Zenbook UX433F — лучший выбор для работы в моем бесконечном путешествии

Интерфейс этой программы нельзя назвать сложным — для быстрой обработки снимков можно использовать всего несколько панелей. Для начала, фотографии импортируются в рабочий каталог через вкладку Library по нажатию кнопки Import.

Затем переходим во вкладку Develop, и начинаем непосредственно обработку. Заложенный в Lightroom инструментарий позволяет преобразить фотографию до неузнаваемости, но, признаюсь честно, мне это не нужно. Я не убираю из кадра лишние объекты, не вставляю новые, не рисую световые эффекты и так далее. На эту тему можно долго спорить, и у каждого "фотохудожника" своя правда, так что просто скажу, что я выбираю путь простой и быстрой обработки без существенных модификаций снимка. На одну фотографию я трачу от нескольких секунд (использование заранее созданного пресета или копирование настроек) до нескольких минут (обработка с нуля).

Видео процесса. Снято на Asus Zenfone 6, классный аппарат с поворотной камерой, о нем расскажу чуть позже:

Смысл моей обработки — сделать фотографию выразительной, и при этом сохранить и точно передать атмосферу отображаемой сцены. Ползунки в Lightroom меняют отдельные параметры изображения, но с каждым из них важно не переусердствовать, чтобы вместо интересной картинки не получилось бессмысленное месиво из красок.

Мои основные манипуляции с изображением:

— Кадрирование
— Выравнивание гистограммы
— Вытягивание теней
— Приглушение светлого
— увеличение контраста
— Увеличение четкости
— Изменение насыщенности (общей и по конкретным цветам)
— Градиентная маска
— Снижение уровня шума

Пример 1. Фото за рулем. Исландия

Значительную часть фотографий я делаю прямо за рулем. У моей камеры Olympus OM-D E-M1 Mark II очень быстрый автофокус, так что по резкости промахов не бывает. Остается лишь выровнять горизонт и слегка доработать снимок.

Картинка без обработки:

После обработки:

Настройки:

-9

Пример 2. Фото с бродом из автомобиля. Исландия

Часть снимков я делаю из автомобиля с пассажирского места. Для этого необходимо высунуться из едущего по кочкам автомобиля, как минимум, по пояс. Обычно это удобнее делать с заднего сиденья, если, как у Subaru, у автомобиля целиком опускаются задние стекла.

Вот так это выглядит:

Фото без обработки:

После обработки:

Набор настроек:

Пример 3. Фото с бродом. Исландия

Снимок сделан против солнца, поэтому тут важнее всего проявить максимум деталей в тенях, и отрезать лишнее путем кадрирования.

Без обработки:

После обработки:

Набор настроек:

Пример 4. Фото с коптера. Исландия.

На этом снимке все так же просто — увеличиваем контраст, насыщенность, и при помощи инструмента Spot removal убираем фигурку фотографа в колее слева от конвоя.

До обработки:

После обработки:

Настройки:

Пример 5. Фото спуска колонны с горы. Исландия

Еще один снимок, сделанный из автомобиля, через лобовое стекло. С точки зрения пуристов от фотографии, это неправильно, но в репортаже нет никаких правил, наоборот, несовершенство композиции позволяет лучше передать атмосферу момента. Здесь помимо стандартной обработки добавляется градиентная маска на небо, которая слегка подкрашивается в синий.

До обработки:

После обработки:

Настройки:

Градиентная маска:

Пример 6. Фото вездеходов у ржавых железок. Якутия

В данной сцене вроде-бы все хорошо, но картинка получается грязноватой.
Вот почему нужно прибегнуть, помимо базовой обработки, к поканальной коррекции — приглушить ненужные цвета, и усилить ключевые — красный и оранжевый, чтобы подчеркнуть брутальность ржавого железа и вездеходов.

До обработки:

После обработки:

-25

Настройки:

-26

Любой набор настроек в Lightroom легко сохранить, чтобы потом применять к похожим фотографиям.

Тогда достаточно будет просто нажать на нужный пресет, чтобы фотография стала такой же нарядной, как предыдущая.

Вот так просто я обрабатываю снимки для своего блога. Надеюсь, мой пост был для вас полезным. С удовольствием отвечу на все ваши вопросы по обработке фото в комментариях!