Найти тему
Сталкер

10 прекрасных мелодий лучшего кинокомпозитора. Музыка космической высоты

Есть в мировом кинематографе мелодии, которые становятся всемирно известными, популярными, часто вспоминаемыми. Их часто крутят по радио и телевидению, они действительно волнуют, трогают, вызывают ностальгические чувства. Некоторые из них, такие например, как мелодия из фильма Клода Лелуша "Мужчина и женщина", можно сказать - вытаскивали и поднимали на большую высоту в целом заурядные фильмы. Можно вспомнить и красивую, яркую, запоминающуюся музыку гениальных Нино Рота и Эннио Морриконе, но...

Но на мой взгляд, точнее слух заядлого меломана, всю жизнь слушающего классику - академическую, рок, поп и джаз - такой силы воздействия, глубокой проникновенности, такой воистину космической высоты, как в музыке кинокомпозитора (хотя он пишет и не только музыку для кино) Эдуарда Артемьева нет ни у одного музыкального кино-мэтра планеты.

"Космическая высота" музыки Артемьева - это не только эпитет превосходства, но и образное сравнение. Он написал музыку ко многим фантастическим фильмам о космосе, и очень многие его сочинения как никакие другие очень точно передают ощущение межзвёздного пространства.

В 70-80 ые годы, когда Артемьев создавал свои шедевры для фильмов Тарковского, Михалкова, Кончаловского, Абдрашитова во всём мире была популярна электронная музыка. Можно конечно сказать, что наш заслуженный композитор подвергся веяниям моды и подражанию, но на самом деле и здесь у него был свой путь.

Ещё в 1960 году он встретился с инженером Мурзиным, одним из первых в мире создателей синтезаторов, а в 1968 году на конгрессе электронной музыки в Италии композиции Эдуарда Николаевича были представлены на первом в мире многоголосом музыкальном синтезаторе ("АНС" - "Александр Николаевич Скрябин"), сконструированным как раз этим инженером. Так что - Артемьев был одним из первопроходцев совершенно по-новому звучащей музыки.

Эдуард Артемьев написал музыку к более чем 150 кинокартинам. Вспомним же наиболее яркое, глубокое, проникновенное из них. И начнём с "гимна человеку" - именно так воспринимается возвышенная музыка из кинофильма "Сибириада" Андрея Кончаловского:

Но всё же наиболее глубокая, проникновенная музыка ему удалась в фильмах брата Кончаловского - Никиты Михалкова. Вот, например, Музыка, доводящая до слёз, Музыка, в которой можно прочувствовать и душевную боль, и отголоски самых светлых воспоминаний, и веру в абсолютные идеалы:

Почти такого же запредельного уровня и музыка к фильму "Раба любви". Только здесь, пожалуй, больше тёплого и мечтательного:

Что-то необыкновенно щемящее слышится и в композиции "Память сердца" из "Нескольких дней из жизни Обломова". Это когда воспоминание о чём-то далёком по времени, например, о детстве, уже не ощущается как реальность, а наоборот - как будто это происходило где-то не в этом мире, стало чем-то метафизическим:

Но есть в этом же фильме про Обломова и лёгкая, невинная, чистая мелодия, немного напоминающая, кстати, музыку Нино Рота. Немного отвлечёмся и расслабимся:

Загадочная, таинственная и, одновременно - очень нежная и тоже немного потусторонняя композиция "Дым отечества" из ещё одного шедевра Никиты Михалкова "Неоконченная пьеса для механического пианино":

По-детски необыкновенно светла и чиста основная тема из мультфильма "Девочка и дельфин":

Грустна и красива тема "Прощание с Россией" из фильма того же Михалкова "Автостоп":

Но возвратимся к глубокой (но всё же со светлыми нотками) тоске, ибо какой русский может прожить без этого уничтожающего и одновременно возвышающего чувства:

И закончим наш обзор, конечно, "Колыбельной". Такой же внеземной, "космической" композицией, каковыми были большинство лучших творений выдающего кинокомпозитора:

Смотрите наше кино! Подписывайтесь на канал, чтобы читать и размышлять о нём.