Французский архитектор Этьен-Луи Булле проектировал дома в неоклассическом стиле. Но занятие это зодчему показалось скучным, да и в историю с такими работами, пусть и реализованными, особо не войдешь.
Вот и решил он заняться чем-то более интересным: рисовать проекты гигантских сооружений на бумаге. Конечно, Булле мечтал, что некоторые из его идей будут реализованы, но судьба распорядилась иначе, и француз остался «бумажным архитектором». Зато прочно вписал себя в историю. Это произошло во многом благодаря кенотафу Ньютона, самой известной работе Булле.
Архитектор родился в 1728 году, через год после смерти известного физика. Работы Исаака Ньютона произвели неизгладимые впечатления на зодчего. Вдохновленный гением, как он сам называл Ньютона, Булле решил увековечить память ученого, спроектировав для него гробницу огромных размеров, превосходящую известную пирамиду в Гизе.
Кенотаф представлял собой сферическое здание высотой 150 метров и диаметром 500 метров. По задумке, с одной стороны сооружение должно напоминать Землю, подчеркивая вклад ученого в изучение астрономии. А с другой — яблоко, как отсылка к открытию закона всемирного тяготения. Внутреннее пространство этого монументального строения олицетворяет Вселенную: днем через специальные отверстия во внутрь здания проникают солнечные лучи, создавая на перфорированном своде иллюзию звездного неба; ночью же зажигается огонь, символизируя солнце.
На барьерах, окружавших сферу, и у основания автор проекта предлагал высадить кипарисы в знак скорби о великом ученом. Кстати, наличие праха Ньютона в кенотафе не предполагалось.
Проект реализован не был, слишком уж смелым он оказался для своего времени. А вот в 2017 году группа художников из университета города Манси (Ball State University) (Индиана, США) создала цифровую копию кенотафа Ньютона. Теперь при помощи виртуальной реальности Sansar можно «воочию» увидеть это величественное сооружение, по-настоящему ощутив его масштабы.
Что же касается Этьен-Луи Булле, то он не только рисовал в стол (кстати, с детства мечтал стать художником, но под влиянием отца занялся архитектурой). Более 50 лет зодчий занимался и преподавательской деятельностью, став учителем и наставником для многих архитекторов, включая Жан-Франсуа Шальгрена, будущего придворного архитектора Напалеона Бонапарта.
Читайте: 4 км от земли: проект высочайшего здания на планете