Найти тему
WEDOPROFI

Косметика и реклама XX века

Винтажная реклама косметики в СССР и в США: как, что и зачем продавали

В своей статье “Агитация и реклама” (1923) Владимир Маяковский писал: “Реклама - это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь. Увидев на обложке журнала "знаменитое" имя, останавливаются купить. Будь та же вещь без фамилии на обложке, сотни рассеянных просто прошли бы мимо. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи”. Очевидно, что реклама отражает не только суть продукта, который она обязана превозносить, но и дух времени, и ожидания от потребителей. По тому, как строятся рекламные образы и слоганы, можно судить об отношениях в обществе — не больше и не меньше. И по рекламе косметики интересно проследить отношение к женщине — и к самому предмету. В этой заметке проследим, как развивалась реклама в России и США до середины ХХ века.

 Печатная реклама косметических товаров активно развивалась уже в конце XIX — начала XX веков, причем с одинаковой прытью и в России, и за ее пределами. В России наибольшие силы уходили на рекламу кремов от угрей, прыщей и веснушек (производители ставили эти особенности кожи в один ряд), а также средств для волос и ровного цвета лица. 

Угрин от угрей
Угрин от угрей

Борьба с веснушками
Борьба с веснушками
Реклама средства для волос
Реклама средства для волос

Среди них были и изобретения, которые даже сейчас назвали бы суперсовременными: например, гребень, самостоятельно окрашивающий волосы, или устройство для домашних паровых ванн.

Окрашивание волос
Окрашивание волос

Паровые ванны
Паровые ванны

Интересно, что большая часть такой рекламы — как у нас, так и в Штатах — продает свою продукцию за счет насаждения стыда. Причем в России стыдят не только женщин, но и мужчин: последних за “безобразные уши” и “мелкие волосы” на лице.

Средство от безобразных ушей
Средство от безобразных ушей
Для роста волос
Для роста волос
Опять Угрин
Опять Угрин

В то же время американская женщина окружена рекламой, в которой ей доказывают, что в ней плохо все. С помощью рекламы продавали в основном средства для ухода за кожей и гигиены, и почему-то метод внушения вины был выбран главным двигателем продаж. Героини тогдашних постеров стыдятся цвета своих лиц настолько, что не выходят из комнат.

Так стыдится своего цвета лица, что заперлась в комнате
Так стыдится своего цвета лица, что заперлась в комнате

Рыдают в годовщину свадьбы из-за красноты рук.

Красные от мытья посуды руки
Красные от мытья посуды руки

Теряют работу из-за седины.

Седые волосы стоили ей работы
Седые волосы стоили ей работы

Их брак разрушает “отсутствие женской гигиены”.

Она была беззаботна по части женской гигиены
Она была беззаботна по части женской гигиены
Многих трагедий в жизни можно было избежать с помощью Лизола
Многих трагедий в жизни можно было избежать с помощью Лизола

Как и пятна подмышками.

Хочешь быть любимой - пользуйся дезодорантом
Хочешь быть любимой - пользуйся дезодорантом

И немолодая кожа.

Женщина сама должна винить себя, если потеряла любовь из-за морщин
Женщина сама должна винить себя, если потеряла любовь из-за морщин

Вся реклама выше приходится на двадцатые-тридцатые годы. Она визуально сильно отличается от сегодняшних: рисунок, как правило, сопровождается большим текстом, а не слоганом (или и тем, и другим), а название продукта нужно выискивать внутри рекламного сообщения.

Удивительным образом реклама в СССР того же времени куда более похожа на нынешнюю, чем американская. Советский плакат выглядел совершенно иначе — активно использовалась манера Родченко и Маяковского. 

-16

Все косметические средства были подписаны одним производителем. Через некоторое время после национализации парфюмерно-косметических фабрик был организован Государственный трест высшей парфюмерии жировой и костеобрабатывающей промышленности. Название треста менялось несколько раз, но оставалась аббревиатура — ТЭЖЭ — которой подписывались рекламные плакаты. В 1936 году на плакате появляется второе название — “Главпарфюмер”: организация создана по инициативе главы ТЭЖЭ Полины Жемчужиной, которая сделала для советской, как бы мы сейчас сказали, бьюти-индустрии больше, чем кто-либо.

-17
-18

В сороковые годы в СССР стало не до косметики, а вот американская реклама становится более гламурной и современной — и в связи с начавшейся войной играет на патриотических чувствах. “Красота — долг женщины”: американская патриотка должна вдохновлять мужчин своей внешностью. Герои тогдашних плакатов — мужчины и женщины в форме.

Кожа, за которую вас будут любить
Кожа, за которую вас будут любить
Сохранять красоту даже на войне
Сохранять красоту даже на войне

Косметике теперь принято давать патриотические названия, в которых обыгрывается стремление к победе, а гениальная Элизабет Арден делает коллекцию для военнослужащих женщин: помады гармонируют с оттенками формы.

-21
-22

Марка лаков для ногтей Cutex в 1944 году выпускает рекламу, где уточняет, что ее выбирают самые модно одетые женщины — служащие войск США.

-23

Разумеется, не все производители обыгрывают военную тему — многие все еще продают любовь, секс и даже супружескую верность.

Будьте красивыми для них, и они будут вам верны
Будьте красивыми для них, и они будут вам верны

Он скажет, что твои глаза прекрасны
Он скажет, что твои глаза прекрасны

Примерно тогда же, в сороковые годы, рекламщики довольно быстро поняли, что знаменитости продают лучше, чем просто абстрактные картинки — и стали нанимать голливудских актрис. Имена артисток как инструмент продаж активно использовали и до этого — например, Хелена Рубинштейн разрабатывала образ и макияж главной фамфаталь двадцатых годов, актрисы Теды Бары. Но сейчас звезды стали появляться на плакатах, как бы оправдывая свою красоту теми средствами, которые рекламировали. 

Лоретта Янг
Лоретта Янг
Мерл Оберон
Мерл Оберон
Лана Тернер
Лана Тернер
Вирджиния Майо (она, кстати, рекламировала много всего — пиво, сигареты, чулки, и много-много косметики)
Вирджиния Майо (она, кстати, рекламировала много всего — пиво, сигареты, чулки, и много-много косметики)

А актриса Патришия Найт представлена в рекламе как жена своего более знаменитого мужа — актера Корнела Уайлда.

-30

Никакого закона о рекламе, разумеется, не существовало, поэтому каждый производитель мог без зазрения чего бы то ни было называть свою продукцию лучшей, самой продаваемой и самой эффективной. Основными предметами для рекламирования в сороковые становятся помады (согласно знаменитому “эффекту помады” — чем хуже в стране кризис, тем больше покупают помад, а не более дорогих предметов роскоши), а также мыло, в меньшей степени — пудры и тушь. Ситуация изменится уже в следующие двадцать лет, когда главным акцентом во внешности станут глаза. Но об этом — уже следующая история.