Здравствуйте, дорогие читатели!
Сегодня я хочу познакомить вас с одним из самых богатых людей в мире, который был филантропом до мозга костей и все свое состояние потратил на просьбы нуждающихся. Речь пойдет об Эндрю Карнеги.
Родился будущий предприниматель в небольшом городке Данфермлин (Шотландия) в 1835 году. Некоторое время его семья жила в достатке, поскольку отец работал ткачом на престижной фабрике, а мать была сапожницей и шила обувь на заказ для богачей. Однако в начале 1840-х им всем пришлось переехать в Америку, поскольку фабрика, на которой работал глава семейства, обанкротилась.
Продав все свое имущество, включая дом и землю, Карнеги остановились в округе Аллегени (Пенсильвания), где жили их дальние родственники и начали жизнь с чистого листа. Все потихоньку стало налаживаться, Эндрю пошел в школу, а в 13 лет устроился на свою первую работу – помощником кочегара на хлопчатобумажной фабрике Блэкстока, с окладом $1,3 в неделю.
Впрочем, проработал Карнеги там недолго, поскольку владелец фабрики заметил, насколько каллиграфично пишет юноша и предложил ему должность личного клерка. С тех пор карьера Эндрю начала развиваться с бешеной скоростью.
В начале 1850-х годов он начал работать на телеграфной станции Ohio Telegraph, получая уже $2,5 в неделю. А к 16 годам парень был чуть ли не единственным телеграфистом в Америке, который умел расшифровывать депеши вслух. Это позволило ему выделиться среди конкурентов и к 18 годам стать личным телеграфистом Томаса Скотта, управляющего железнодорожной компанией Pennsylvania. За свою работу он получал $35 в месяц.
Эти огромные по тем меркам деньги Эндрю не стал спускать на развлечения, а вложил в акции компании Adams Express, которые за короткий промежуток времени выросли на $200. Обогатившись сразу на несколько тысяч долларов, молодой человек вложил все деньги в акции банка Third National, а также нефтяных и мостостроительных компаний, что значительно улучшило финансовое состояние его семьи.
В 1856 году Томас Скотт пошел на повышение в карьерной лестнице, став директором Пенсильванской железной дороги, и предложил своему лучшему помощнику переехать вместе с ним в Алтун, где находилась его штаб-квартира. Карнеги, конечно же, согласился.
Освоившись на новом месте, молодой человек познакомился с Вуудруфом (изобретателем спальных вагонов), который показал ему совершенно новый тип пассажирских вагонов, предназначенный для ночных поездок по железным дорогам. Эндрю был впечатлен. Он буквально видел, как эти вагоны будут пользоваться спросом, а потому предложил Вуудруфу партнерство на условиях, что ему будет принадлежать восьмая часть акций его предприятия. Они пожали руки, а спустя несколько месяцев уже начали получать прибыль с продажи вагонов.
В 1859 г. Карнеги повысили до управляющего питтсбургского участка Пенсильванской железной дороги, назначив ему оклад в $1600 в год. Но с началом Гражданской войны (1861-1865) он отправился в Вашингтон, дабы помогать Скотту в департаменте военной телеграфной службы.
Спустя год в Соединенных Штатах обнаружили огромные залежи нефти в Пенсильвании и влиятельным людям начали предлагать приобретать участки, на которых можно создать добывающие шахты. И Эндрю был в списке таких людей. Ему предложили приобрести 2 скважины за $40 000 и тот, естественно, согласился.
О том, что спрос на нефть будет только расти Карнеги понял сразу, а потому дополнительно приобрел самый крупный источник в штате, который позволил создать производство по изготовлению машинного масла.
В этом же году он учредил фирму «Пипер и Шифлер», которую позже переименовали в «Кистонское общество для постройки мостов». Занимаясь производством железнодорожных мостов и рельс, успешный предприниматель обратил внимание на то, каким податливым является железо, а потому параллельно начал заниматься ковкой. Вместе со своим младшим братом он учредил небольшой «Циклопический завод», который позже объединил с основным производством, создав общее предприятие «Союзные металлургические заводы».
В 1865 г. Эндрю ушел из Pennsylvania Railroad, а через год вместе с Томасом Миллером основал «Питтсбургскую паровозную фабрику», которая быстро начала приносить огромный доход.
В 1867 г. Карнеги переехал в Нью-Йорк и занялся строительством моста через Миссисиппи, после чего основал «Пульмановское общество спальных вагонов». А еще через 3 года начал производство чугуна. В 1873 г. предприниматель открыл завод стальных рельсов, который за первый месяц принес ему $11 000 чистой прибыли.
Следующие несколько лет Эндрю Карнеги продолжил расширять свой бизнес, открывая новые заводы и фабрики, а также вытесняя конкурентов с рынка. Его личное состояние оценивалось в $310 млрд.
Благотворительная деятельность
В начале 20 века предприниматель задумался об отходе от дел. Он понимал, что такая огромная сумма денег ему абсолютно не нужна, поэтому решил посвятить остаток своей жизни благотворительности.
В частности, Карнеги продал все свои заводы и переехал в Европу, где основал фонд, помогающий рабочим, пострадавшим от несчастного случая на производстве. В него он вложил около $4 млрд. И еще миллиард выделил на строительство и содержание библиотек для людей рабочего класса.
Далее он выделил более $5 млрд на строительство 68 библиотек в Нью-Йорке, 20 – в Бруклине, центральной библиотеки в округе Аллегени и Питтсбурге. Жителям последнего города также досталась картинная галерея, музей, несколько ремесленных школ и школы девушек. На все это бизнесмен потратил еще $28 млрд.
Следующие $10 млрд он выделил на строительство Института Карнеги в Вашингтоне, а после перечислил еще $15 млрд на обеспечение всем необходимым и стипендии студентам.
Не забыл Эндрю и про свою родину – Шотландию. Ей он выделил $10 млрд, настояв на том, чтобы одна половина этих денег ушла на стипендии студентам из бедных семей, а вторая – на помощь университетам.
Как вы уже могли догадаться, денег Карнеги не жалел. И не собирал останавливаться. В 1904 году он основал пенсионный фонд, целью которого было награждение людей, совершивших героические поступки. На тот момент, в списках фонда числилось более 1400 человек.
В 1905 году Эндрю создал еще один пенсионный фонд, который финансово помогал вышедшим на пенсию деятелям науки. А в 1907 году он выделил 1,5 млрд фунтов для строительства Храма Мира в Гааге.
Свою благотворительную деятельность Эндрю Карнеги вел до конца своей жизни. Это произошло в 1919 г. в Шотландии, где находился его личный замок Скибо.
А вы знали про Эндрю Карнеги? Пишите в комментариях!