От подпольных клубов и заброшенных складов до открытых полей — рейв, кажется, успел побывать везде и вообще претерпел немало мутаций. Слышим «рейв» сегодня — думаем о масштабных коммерческих мероприятиях с электронной музыкой, «топовыми» диджеями, психоделиками и нон-стоп танцами. Как ни странно, все это далеко от первоначальной концепции рейва, которая отсылает к лондонской богеме 50-60-х, а затем к кислотным вечеринкам. Объясняем на пальцах, как это было и как есть сейчас (и есть ли вообще).
1950-1960-е гг. VS 1980-е гг.
В 50-60-е годы термин «рейв» использовался для обозначения «дичайших богемных вечеринок». Тогда музыканты только начинали исследовать "экспериментальную нишу" - The Yardbirds выпустили символический альбом "Having a Rave Up", а The Beatles специально для масштабного Million Volt Light and Sound Rave приготовили запись «Carnival of Light». В общем, 50-60-ее годы в истории рейв-культуры можно обозначить как "эпоху первых”. Первых и, вероятно, последних, так как далее все кардинально меняется.
«Million Volt Light and Sound Rave» / COSMOGENESIS deep swim in rave
В 80-х рейв-культура вернется после долгого «перерыва» (когда популярность хиппи и британской поп-культуры, подхваченная в 70-х, сойдет на нет). Заброшенные склады и старые заводы заменят богемные клубы 60-х – в этот период происходит «перерождение рейва», начинается своеобразный культурный переворот на западе.
Основной идеей ревов становится PLUR:
Peace
Love
Unity
Respect.
PLUR
На сцену выходят acid house и techno. Именно тогда рейвы становятся поистине культурным явлением, а их музыкальная составляющая привлекает тысячи молодых людей людей и вызывает негодование политиков.
Иная важная составляющая рейв-индустрии 80-х – альтернативное состояние сознания, вызванное психоделиками. Незаменимыми друзьями рейверов становятся ЛСД и экстази.
Одни из самых популярных кислотных вечеринок проходили в лондонском клубе “Shoom”. Именно его можно считать прародителем современной рейв-культуры. Помимо музыки и психоделиков буквальным символом движения становится ярко-желтый улыбающийся смайл, а неоновые цвета в одежде и тай-дай заменяют рубашки на пуговицах и платья в пол – теперь рейв не имеет ничего общего с богемными вечеринками.
/ COSMOGENESIS deep swim in rave
В конце 80-х кислотные вечеринки добираются до большинства европейских и американских городов, а в начале 90-х начинают проводиться и в России.
1990-е гг. VS сейчас
Рейв-движение в 90-х стремительно превращается в mainstream. В заголовках британских газет осуждается развязное поведение рейверов, все чаще поднимается тема распространения наркотиков на рейвах – такой «антипиар», безусловно, привлекает внимание общественности.
/ http://favim.com
Все чаще рейвы проводят на открытых местностях, а их концепция становится близкой к фестивальной. В Европе и Америке начинают свою деятельность так называемые промоутеры (Helter Skelter, The Edge и т.д.) и музыкальные продюсеры (Westbam). Появляются журналы о house и techno музыке (например, американский “rave”) – рейв-культура становится массовой.
Разные страны добавляют что-то свое в «классический» рейв. В Австралии, например, зарождается андеграундный танцевальный стиль “Melbourne Shuffle”; на мельбурнских вечеринках нередко проводятся перформансы.
В США рейвы активно коммерциализируют. На сцене появляются такие исполнители, как Moby, The Prodigy, Frankie Bones. Появляются специальные сайты, освещающие вечеринки (один из первых – Hyperreal.org).
В России рейвы проводились с начала 1990-х. Самый крупный – «КаZантип», проводившийся на крымском мысе Казантип, а далее перебирающийся по российским деревням и поселкам.
Лучшим примером московского рейва считается “Gagarin-party», а Санкт-Петербург уже тогда заявил себя как столицу рейвов и истинного воплощения PLUR с многотысячными залами и ежедневными тусовками.
Сегодня одной из главных столиц рейвов называют Берлин с его Watergate и Berghain, хотя так называемые ценители считают эти клубы «слишком туристическими».
В России «держать» рейв-сцену продолжает северная столица. Среди самых популярных пространств – Mosaique, DOT, Stackenshneider. 24 мая 2019 года закрылось одна из самых атмосферных и далеких от коммерции площадок – «Клуб» на Боровой – олицетворение петербургских рейвов.
"Клуб" / https://www.facebook.com/events/324791101531327/
А в Москве не так давно открыли новое пространство Mutabor, что вызвало огромный отклик в СМИ и среди молодых людей.
Резюмируем
Если рейв 60-х и кислотная вечеринка середины 80-х – совершенно разные крайности, между рейв-культурой 80- и 90-х годов найдется намного меньше различий. Из основных – коммерциализация вечеринок, рождение новых направлений техно-музыки, распространение за пределами Англии.
Умирает ли рейв сейчас? Конечно, об этом можно размышлять в связи с закрытием знаковых клубов вроде «Рабицы» или «Армы», да и вообще, понятие «рейв» сейчас часто путают с фестивальной культурой, концертами и неумело организованными вечеринками с горой алкоголя и наркотиками. PLUR затерялся где-то среди многочисленных стереотипных ивентов, но, кажется, еще не умер, о чем свидетельствуют открытие новых пространств и развитие техно- и хаус-музыки .