Большинство автовладельцев, эксплуатирующих своих «железных коней», мало когда задумываются над тем, как функционируют узлы силового агрегата машины. Вполне допускаем, что при нынешнем уровне развития автосервиса в нашей стране, такими вопросами вообще можно не заморачиваться, особенно когда никаких проблем с мотором не возникает и он работает, что называется, без сучка и задоринки. Тем, кто не знает, напомним, что это качество во многом зависят от четкой работы газораспределительного механизма (ГРМ). Он отвечает за цикличность и слаженность движения клапанов, обеспечивающей их закрытие-открытие в нужные моменты. И для четкой работы очень важно иметь «нулевые» зазоры между распредвалом и клапанами.
Минимизация зазоров дает двигателю ряд плюсов, среди которых - поддержание нормативной мощности, малый расход горючки и низкий шум. В современных моторах эти преимущества достигаются за счет таких элементов ГРМ, как гидрокомпенсаторы клапанов.
Но иногда случается так, что в двигателе неожиданно появляются стуки, которые слышно даже на прогретом моторе. Причем нередко такие симптомы фиксируются не только на подержанных, но и даже на относительно молодых автомобилях как отечественного, так и зарубежного производства.
В чем причина стука?
Причина дефекта до банальности проста – появление грязи в системе смазки. Оказывается, если в канал гидрокомпенсатора попадут даже малейшие частицы грязи, то движение масляного потока внутри него может быть остановлено, а сам он окажется неработоспособным. Из-за этого возникают зазоры между клапанами и толкателями, что в ведет к появлению стуков и повышенному износу деталей мотора.
Что же делать, если есть стук?
Стук в моторе - штука, конечно, тревожная и неприятная, но паниковать и вызывать автослесаря не стоит. Для начала можно попробовать устранить проблему своими силами, тем более, что сделать это не так сложно, как кажется. В большинстве случаев ликвидировать дефект удается, не прибегая к сложному ремонту или переборке двигателя, нужно лишь своевременно среагировать на появление стуков. И если факт их наличия установлен, надо прибегнуть к помощи специальных лечебных присадок, которые заливаются в систему смазки.
В качестве таковых специалисты рекомендуют применять добавки для чистки гидрокомпенсаторов, которые способны нейтрализовать и вытеснить грязь даже из самых узких каналов автомобильной системы смазки. После такой процедуры гидрокомпенсаторы будут уже функционировать нормально и стук в моторе исчезнет уже через несколько сот километров пробега с того момента, как в него было залито средство.