Представляете, Джорджио Мородеру в этом году исполняется 80 лет! Есть поговорка: "У победы много отцов, а поражение - сирота". Так и с "диско". Возможно, и не Мородер изобрел этот жанр, но именно он придал ему узнаваемые черты, сделал "музыкой масс", и люди вдруг увидели диско во всей красе.
Родившийся в Южном Тироле, в Италии, (26.04.1940) Джорджио Мородер (Giorgio Moroder) начал музыкальную карьеру в качестве поп-музыканта, но в 1968 году решил, что куда прибыльнее быть композитором и продюсером. Уже тогда он понимал, что с англо-американским "попом" конкурировать бесполезно, надо искать свой путь. Мородер решил осваивать континентальный рынок, сочинять песни для Европы, а своим козырем выбрал электронную музыку, только-только зарождавшуюся в те годы. Здесь тоже множество изобретателей и пионеров, "электронную музыку" изобретали много раз самые разные люди, но Джорджио Мородер, безусловно, один из первопроходцев... Изобретенный им стиль я бы назвал "электронным диско-минимализмом". Писать про него можно бесконечно, ибо талант его безграничен - он и музыку писал для самых разных исполнителей, и саундтреки к культовым кинофильмам, и музыкальное сопровождение для Олимпиад, и сам пел... Пройдемся лишь по самым знаменательным фактам его творческой биографии.
Донна Саммер
В начале 70-х Мородер переезжает в ФРГ, в Мюнхен. там он познакомился с американкой, темнокожей матерью-одиночкой Донной Саммер. В то время она откровенно бедствовала, жила на грани нищеты. Продюсер оценил ее вокальные данные, но полгода не находил для нее применения. Делать в Мюнхене музыку, конкурирующую с американским соулом и ритм-н-блюзом было нереально, да и ни к чему... Мородер ищет свой стиль - и находит в конце концов! Бас-барабан выдает постоянный ритм 120 ударов в минуту, сверху наложен звон тарелок, но они слегка "сдвинуты" от пульсирования барабана, так рождается узнаваемый диско-бит, плюс "галопирующая" басовая партия - она цепляет, заставляет двигаться в такт, подобные пассажи так и называются - hook, крючок... Всё это сдобрено невероятными "космическими" звуками тогдашних огромных синтезаторов... потом это стало называться "мюнхенским диско", эталоном стиля, завоевавшим и Америку. Но вернемся к Донне Саммер - именно Мородер сделал из неё настоящую королеву диско. Он написал немало песен для знаменитой певицы, но первым на ум приходит, конечно, бессмертный хит “I Feel Love”, выдержавший множество кавер-версий и навсегда изменивший лицо танцевальной музыки. Когда песня только вышла, многие её слушатели (например, Брайан Ино с Дэвидом Боуи в Берлине) были уверены, что именно так звучит будущее. “I Feel Love”, на мой взгляд - чистый, эталонный образец настоящего диско. Композиция вышла синглом, а затем на альбоме Донны "I Remember Yesterday" 1977 года.
Munich Machine
Стоит отметить, что Мородер работал в паре с продюсером Питом Белотте (Pete Bellotte), и Донна Саммер была одним из их самых успешных проектов в то время, но не единственным. Другой их проект назывался Munich Machine ("Мюнхенская машина"). Первый альбом вышел в 1977 году, на обложке грампластинки танцуют два огромных шикарных робота... Германия 70-х была настоящей Меккой электронной музыки - Tangerin Dream, Popol Vuh, и разумеется Kraftwerk. И на этой почве уже тогда в прессе активно начали муссироваться инсинуации о заимствованиях у "Крафтверка" - роботы на обложке, название группы Munich Machine ассоциируется с Die Mensch-Maschine, и т.д. По-моему, все это бред, поскольку проекты разные по стилистике, да и свою "Мюнхенскую машину " Мородер выпустил все-таки годом раньше проекта Kraftwerk "Человек-машина", так что это еще надо посмотреть, кто у кого позаимствовал)) А мы гадать не будем, просто послушаем знаменитую вещь A Whiter Shade Of Pale.
Sparks.
Группа Sparks в представлении не нуждается: в первой половине и середине 1970-х ребята записали несколько ураганных пластинок в жанре арт- и глэм-рока, но к концу десятилетия творческий пыл несколько поугас, да и интерес публики заметно снизился. Братья Рон и Рассел Мэйл, составлявшие костяк группы, задумались о поиске новой концепции. Разумеется, братья внимательно следили за всеми новшествами, и успехи Джорджио Мородера не остались незамеченными. Их с Джорджио Мародером познакомил некий журналист, которому они давали интервью - он оказался другом продюсера. Мародер с энтузиазмом взялся за работу, и результате появился культовый альбом группы "Спаркс" “No. 1 in Heaven”, где что ни трек - то настоящий диско-хит! Эта пластинка вернула Sparks в первые строки хит-парадов и стала одной из лучших в богатой дискографии ансамбля. Слушаем танцевальный боевик "Beat the Clock" - воистину, нестареющая вещь!
Саундтрек к фильму «Полуночный экспресс».
Как уже было сказано выше, Мородер писал музыку для фильмов. Свой первый "Оскар" он получил за саундтрек к фильму «Полуночный экспресс». Это свидетельствует о непререкаемом авторитете Джорджио в сфере электронной музыки 70-х, если уж Голливуд прибегает к его услугам. Послушаем композицию “Chase” из этого фильма, входящую в число крупнейших хитов за всю карьеру Мородера.
Blondie – “Call Me”
Успех «Полуночного экспресса» сделал Джорджио весьма востребованным композитором и аранжировщиком в Голливуде, и интересные предложения пошли одно за другим. Таковым можно считать и предложение написать саундтрек к фильму «Американский жиголо» (1980). Музыка вышла просто великолепной, в особенности - самая знаменитая композиция из него, “Call Me”. Исполнить её довелось группе Blondie, а точнее - Деборе Харри, написавшей к музыке Мородера текст. По словам вокалистки, она вдохновлялась начальными сценами «Американского жиголо», поэтому в её представлении - это песня о поездке на автомобиле. Что ж, похоже, так и есть - за рулем эта песня слушается просто в кайф) В итоге композиция “Call Me” стала не только украшением фильма, но и самым узнаваемым хитом Blondie - несмотря на "внеальбомный" характер песни. И еще - Мородер доказал, что он умеет писать музыку не только в стиле "диско".
Кстати - похожая история с песней группы Berlin, знаменитой “Take My Breath Away”, которая неизменно входит во все антологии "Диско 80-х". Это тоже песня из фильма, на этот раз «Лучший стрелок» (“Top Gun”) 1986 года. Её исполнила Терри Нанн, вокалистка группы Berlin, и успех этого сингла был настолько ошеломителен, что позволил Berlin провести масштабные гастроли, заинтересовать собою слушателей, при этом сами музыканты, за исключением вокалистки, не имели отношения к появлению песни на свет. Воистину - щедрый подарок от маэстро)).
Ну, и на последок, вишенка, так сказать на торте - сольная работа Джорджа Мородера, незабвенный альбом “E=MC²”, выпущенный 27 августа 1979 года. Как без него! Тут, как говориться, комментарии излишни. В своё время он был в коллекции каждого практически меломана, у автора этих строк в том числе, и заслушан был до дыр на магнитофонной ленте)).
Ну, думаю, хватит на этот раз. разумеется, в столь кратком очерке рассказать обо всем творчестве Джорджио Мородера не получится, надеюсь, читатели дополнят меня в комментариях. А я пока прощаюсь, спасибо всем, кто дочитал - остаюсь искренне ваш, Забугорец.