Частная авиация - это мир, где вы сами выбираете на чём лететь, когда состоится вылет, и каков будет маршрут. От двухместного самолета, который весит меньше полтонны, до трансатлантического лайнера, который запросто довезет вас через полмира! Вопрос, конечно, лишь в деньгах и необходимости.
Можно провести аналогию с миром автомобилей. Есть автобусный маршрут со своим расписанием, остановками, и пассажирами, которым нужен именно этот маршрут - именно они подстраиваются под расписание, и всем выходит дешево (авиалинии). Есть такси - вызываете, и оно везет туда, куда нужно (бизнес-чартер). Но такси чужое, машин может не быть, и придется немного подождать. Ну а можно купить свою машину - и ехать куда угодно и когда вам хочется (частный джет).
Про малую авиацию поговорим в другой раз (а это тоже интересно!). А сегодня давайте представим себя на минуточку очень состоятельнями обитателями списка Forbes. Итак, как летают бизнес-джеты:
Если у вас есть собственный джет, то вы просто сообщаете своему персональму помощнику (он у вас тоже есть), что завтра вам надо лететь, скажем, в Ниццу. Он звонит в компанию, которая занимается менеджментом вашего самолета, и организуют рейс.
Если своего самолета нет - вы звоните любимому брокеру, и он, в свою очередь, организует ваш чартерный рейс "под ключ" - находит нужный самолет, договаривается обо всех услугах и деталях, просчитывает маршрут и даёт вам цену.
И вот вы приезжаете в аэропорт - но не как все, а в отдельный небольшой VIP-терминал, который находится в сторонке и огорожен высоким забором. Внутри - примерно как отель 5*, только народу - никого. Всё для вас!
Правила есть правила - вы также пройдёте рамку безопасности и паспортный контроль, но очень быстро. В бизнес-авиации, от машины до трапа самолета можно пройти за 2-3 минуты, никаких очередей нет. А багаж можно заранее с водителем отправить, чтобы его также заранее загрузили на борт.
В процессе, вас сопровождает специальный сотрудник терминала, который встречает у входа, и провожает вплоть до посадки на самолет. Посадочные талоны тут тоже печатаются (есть и номер рейса, и все прочее), но они обычно ждут вас к приезду в терминал и передаются лично в руки.
Есть нюансы в зависимости от аэропорта. В Шереметьево - всё отлажено как швейцарские часы. Во Внуково бывают даже и очереди - все же, трафик большой. в Дубае - невероятный размах роскоши, который сложно даже представить. В Европе, как правило, всё продумано и красиво, но без показной роскоши. Но там вообще народ поскромнее.
Телетрапы к бизнес-джетам не присоединяют: у них встроенный откидной трап. Но от терминала до трапа вас отвезут на персональном автомобиле.
У трапа вас встречает один из пилотов лично - так принято. На борту ждёт приятная и вежливая бортпроводница, и как правило - welcome-сет закусок. Сразу предложат напиток - шампанское, коктейль, сок - всё, что душа пожелает. На борту всегда обязательно свежие цветы, это стандарт.
По идее, экипаж обязан провести инструктаж по безопасности и проверить ремни. Но если самолет ваш личный, то это остается на ваше усмотрение. Можете даже курить - хозяин барин. Но на практике, курят не многие - кому потом продашь прокуренный самолет?
Двери в кабину обычно и вовсе нету - это с точки зрения безопасности не является необходимым. Зачем кому-то захватывать собственный самолет? :)
Интерьеры бизнес-джетов всегда стильные и невероятно комфортные. Взлетают они намного стремительнее, чем обычные самолёты: тяги с избытком, а пассажиров мало. Внутри намного тише, чем в обычных самолетах за счёт шумоизоляции и технологий - можно разговаривать не повышая голос. Иногда даже не понятно, работают ли вообще двигатели.
Отдельно стоит упомянуть про питание. Это может быть специально заказанная еда из вашего любимого ресторана, либо авиационный VIP-кейтеринг. Меню и напитки согласовывают заранее, ну а если самолет личный - то, разумеется, ваши вкусы хорошо знают. В любом случае - никаких сендвичей и засохших макарон с разогретой мороженной рыбой. Всё очень свежее, и только на фарфоре, с красивыми приборами и хрустальными бокалами.
А если лететь далеко и станет скучно - на борту обязательно есть спутниковый интернет, мультимедийные системы, hi-fi музыка, и все прочее. Можно пойти поболтать с пилотами и поглядеть как они работают. Можно попросить стюардессу разложить и заправить кровать. В некоторых бизнес-джетах, которые побольше, есть отдельная закрывающаяся спальня и душ.
Вообще, частный самолет - как свой автомобиль. Можно оборудовать как хочешь - хоть playstation, хоть джакузи (но это редко), можно выбрать детали, материалы и цвет интерьера. И экипаж - "свой", хорошо знакомый, проверенный.
А когда вы прибудете в аэропорт назначения, в принципе все тоже, как на вылете - отдельный терминал, и выход в город за минуту. Багаж на ленте ждать не приходится, ведь тут и лент нет. Он будет ждать вас уже в багажнике машины.
Другой вопрос, что бизнес-авиация часто летает в такие места, где не то что VIP-терминала нет, а вообще никакой цивилизации. В этом её и прелесть! Но это уже тема отдельной статьи.
Желаю всем приятных полётов!