Молох – библейское божество, которому приносили в жертву детей.
«Никого не любить – это величайший дар, делающий тебя непобедимым, так как никого не любя, ты лишаешься самой страшной боли».
(с) Адольф Гитлер.
Краткое описание: неприступная крепость в Альпах. Действие в пределах суток. Адольф Гитлер и Ева Браун встречают гостей, к ним приехали Мартин Борманн и Йозеф Геббельс с женой.
Итак, Александр Сокуров один из самых противоречивых режиссеров современной России. Он зачастую снимает кино исключительно для европейских фестивалей и игнорирует российского зрителя. Его фильмы могут вызывать раздражение из-за чрезмерной претенциозности и откровенного отсутствия дружелюбия к смотрящему. Сюжетные линии в некоторых работах, по сути, отсутствуют или растворяются в спорных операторских изысках.
Сокуров в интервью всегда говорит о том, что кино это вторичность по сравнению с фундаментальными колоссами искусства – литературой, музыкой и живописью. Все эти его постулаты кажутся надуманными и неестественными. Его работы носят также странный характер, они или нравятся или нет, какой-либо пограничной реакции не вызывая совершенно.
В 1999 году Сокуров снимает первый фильм из тетралогии власти («Молох», «Телец», «Солнце» и «Фауст»), которая закончится его триумфом в Венеции в 2011 году за последнюю картину из списка, но самой лучшей останется первый фильм «Молох» о маленьком человеке выехавшем на отдых с любовницей и друзьями. Единственная проблема, что этот маленький человек является Адольфом Гитлером.
Гитлер Сокурова представляет собой слабого человека подверженного бесконечным комплексам, он ведет разговоры о необходимости вегетарианской пищи, проблем с желудком и великолепных лекарственных свойствах крапивы, которой он засеет Украину. Картина представляет собой некое подглядывание за самым могущественным человеком того времени, так как мало, что происходит. Режиссер не ставит перед собой задачу показать нацистского фюрера в виде Бога, которому приносят в жертву детей или в его надуманном обелении, как сейчас поступают с ним, Сталиным и др. Сокуров смотрит через тусклое стекло (картинка имеет темные тона, вот настоящие пятьдесят оттенков серого!) на задворки неприступной крепости в Альпах.
В конечном итоге «Молох» Сокурова не является фильмом исключительно о Гитлере, а превращается в притчу о любом виде политических деятелей, которые скорее всего, наполненные внутренними демонами кроткие люди, заразившиеся властью и не предохранявшиеся от величия и маразма.
Режиссерские приемы. Александр Сокуров в интересной манере подчеркивает наличие неотвратимых комплексов у нацистской верхушки, например Йосефа Геббельса играет женщина Ирина Соколова (на кадре в центре).
Примечательно, что актер Леонид Мозговой, сыгравший Гитлера в следующей картине тетралогии власти «Телец», исполнил роль Ленина. Таким интересным образом, режиссер дает понять, что все вожди масс могут быть (и как правило являются) далеко не теми, как из малюет общественное сознание.