" Мне 11 лет, я стараюсь исполнять все заповеди и приходить в синагогу. Папа меня просил, чтобы я старался вести себя в синагоге тихо, так как шум мешает молящимся сосредоточиться и еще потому, что это неуважение к святому месту. Когда я спросил папу, почему же в Пурим у нас в синагоге все шумят и стучат, и замечаний нам никто не делает, папа сказал, что это очень хороший вопрос, и что мне следует спросить у Вас"
Это на самом деле очень верный и важный вопрос! Для того, чтобы на него ответить, нам следует обратиться к истории возникновения этого древнего обычая – шуметь, когда тот, кто читает Свиток Эстер, произносит имя нечестивого амалекитянина Амана.
Ашкеназский законоучитель Рамо в примечаниях к Шулхан Аруху (раздел «Орах Хаим», 690:17) приводит от имени Авудраама: когда-то было принято, что дети рисовали Амана на палках и камнях или писали на них его имя, а потом били по этим палкам и камням, пока не исчезнет изображение. Происхождение этого обычая – слова Торы (Дварим, 25:19): «Сотри память об Амалеке», а также слова Писания (Мишлей, 10:7): «И имя нечестивцев сгниет». Именно так возник обычай стучать при слове «Аман» во время чтения Мегилат Эстер в синагоге. Рамо завершает эту тему следующими словами: «И запрещено отменять обычай или надсмехаться над ним, поскольку его установили неспроста». По поводу отмены обычая приводят следующую историю. Представителям одной еврейской общины очень мешал шум, который стоял в синагоге во время чтения Мегилат Эстер, и они обратились к раввину, чтобы тот запретил стучать. Но раввин, опираясь на вышеприведенные слова Рамо, не согласился отменять обычай. Он пишет (сборник вопросов и ответов «При а-Садэ», часть третья, пункт42-ой), что если человек задумается о том, что эти удары при упоминании имени Амана отвращают от нас многие беды, ему, конечно же, не будет мешать этот шум. Что же предложил раввин, чтобы исполнение этого важного обычая, который по-своему даже является некоторым элементом заповеди, не перешло в баловство и игру? Назначить ответственных представителей общины, чтобы те показывали детям, когда следует прекратить шуметь и стучать.
Более того, стучать и шуметь при упоминании Амана – не только «детский» обычай. «Мишна Брура» (690:59) приводит слова Яавеца, который свидетельствует...