Итак, демократию Платон очень и очень не любил. Он видел все её минусы: лицемерие, ложь, лизоблюдство и дилетантство. Но что он предлагал вместо неё?
1. Обычные граждане должны иметь возможность спокойно заниматься своей жизнью.
Хорошо, когда человек может спокойно заниматься своим делом — сапоги шить или зерно выращивать. При этом он не учит воинов воевать, а политиков управлять страной. Но и воины, и политики не мешают ему делать то, что он делает. Тогда у каждого такого умеренного человека будет средний достаток и спокойная жизнь.
2. Человек доблестный и мужественный — воин — не должен быть озабочен вопросом пропитания. Люди-защитники должны быть бдительны, и защищать страну как от внешних, так и от внутренних проблем.
3. А вот править страной должны мудрецы — люди, которые обучены политике, экономике, философии, и которые больше всех радеют за благо страны. Они должны знать о том, что такое Благо, и как его достичь.
Получается, каждый просто должен заниматься своим делом и стараться сделать его как можно лучше, не думая о делах других. Конечно, чтобы в таком государстве была справедливость, прежде всего справедливость должна быть в душе. Для этого должны быть устроена система образования и воспитания, позволяющая раскрыться лучшим чертам каждого человека.
Увы, такого государства нет. И хотя Платон и мечтал провести социальный эксперимент и попытаться создать такую страну при жизни, особого значения, по его собственному мнению, такой эксперимент не имел.
«...ты говоришь о государстве, устройство которого мы только что разобрали, то есть о том, которое находится лишь в области рассуждений, потому что на земле, я думаю, его нигде нет.
— Но быть может, есть на небе его образец, доступный каждому желающему; глядя на него человек задумается над тем, как бы это устроить самого себя. А есть ли такое государство на земле и будет ли оно — это совсем неважно».
Ещё про идеальное государство Платона здесь.