Найти тему

Терапевтическая сказка - прикладной инструмент практической психологии

«Сказки – больше, чем правда не потому,
что в них рассказывается о существовании драконов,
а потому, что они говорят нам: драконов можно победить»
Г. К. Честертон

Даты проведения 11.04.2020 - 13.04.2020 (24 академических часа) 8200 руб Участвовать

17.08.2020 - 19.08.2020(24 академических часа)8200 руб Участвовать Посмотреть отзывы

Ведущий:Лариса Ивановна Кононова, психолог-консультант, сказкотерапевт, автор и ведущая групп личностного роста и трансформационных игр, специалист по работе с метафорическими картами.

Как часто специалист слышит подобное: «Кажется, я испробовала все способы, а ребенок продолжает грызть ногти/устраивать истерики/драться с младшей сестрой/отказываться читать стихи на утренниках. Я чувствую, что я ничего не могу с этим сделать! Я чувствую себя беспомощной!». Знакомая ситуация?
Все дети периодически испытывают родителей на прочность, продолжая делать то, что с точки зрения взрослого человека выглядит неприемлемым. И прочность родителей порой дает трещину. Трещину в виде осуждения себя, чувства беспомощности, обесценивания своих способностей.
Может ли специалист помочь родителям справиться с этой ситуацией? Да, может! Такой инструмент есть, он применяется веками и называется он «терапевтическая сказка». «Терапевтическая сказка» или «сказка по случаю» - это такая сказка, которая сочиняется родителем или другим взрослым с целью скорректировать нежелательные формы поведения ребенка. На семинаре мы расскажем и покажем, как родители, учителя, воспитатели, психологи могут использовать этот инструмент.

На семинар приглашаются детские психологи, психологи-консультанты, семейные терапевты, другие специалисты, работающие с детьми, а также заинтересованные родители.

В результате обучения участники смогут:

  • узнать, что такое «терапевтическая сказка» и чем она отличается от других видов сказок;
  • освоить общий алгоритм составления сказки и отдельные приемы, которые делают сказку особенной;
  • придумывать сюжет сказки для решения конкретной проблемы (тревожность, страхи, робость и неуверенность, поведенческие нарушения и пр.);
  • правильно рассказывать сказку и обсуждать её с ребенком;
  • убедиться, что особые сказки «работают»;
  • поверить в свою родительскую компетентность;
  • понять, что сочинение сказок – это не только полезное, но и очень уютное, объединяющее семью, занятие.

В программе:

  • Учимся сочинять терапевтическую сказку:
  • Терапевтическая сказка. Что это такое?
  • Как сочинить главного героя сказки, описать его проблему и путь?
  • Как придумать помощников и выставить препятствия на пути героя, чтобы от них была конкретная польза?
  • Как формулировать основной вывод и извлекать урок из сказки?
  • Как понять, достигла ли сказка своей цели?
  • Сказка рассказана, что дальше? Обсуждаем сказку, играем в сказку.
  • «Техника безопасности» при сочинении, рассказывании и обсуждении терапевтических сказок.
  • Границы применения помогающих сказок, возможные противопоказания.
  • Сказкотерапевтический практикум.
  • Особые сказки для тревожных детей:
  • Детская тревожность, ее причины и последствия.
  • Может ли взрослый провоцировать тревожность у детей?
  • Выбираем героя, придумываем сюжет, рассказываем и обсуждаем сказку.
  • Сказкотерапевтический практикум.
  • Сочиняем сказку – прогоняем страхи:
  • Витальные страхи. Какие они бывают и чем отличаются от других страхов?
  • Когда и почему появляются витальные страхи?
  • Как определить, что ребенок боится?
  • Что способствует закреплению страхов?
  • Сказкотерапевтический практикум.
  • Сказки для неуверенных в себе детей:
  • Социальные страхи. Какие они бывают и чем отличаются от других страхов?
  • Когда и почему появляются социальные страхи?
  • Какая действительно нужна помощь ребенку, который говорит, что «боится получить двойку» или «боится опоздать в школу»?
  • Почему не все помогающие сказки могут быть полезны ребенку с социальными страхами?
  • Сказкотерапевтический практикум.
  • Сказкотерапия для задир и упрямцев:
  • Какое поведение стоит считать проблемным?
  • Всегда ли причиной плохого поведения является неправильный воспитательный процесс?
  • Может ли сказка помочь справиться с агрессивным поведением ребенка?
  • Чем сказка для агрессивного ребенка отличается от сказки для робкого малыша?
  • Сказкотерапевтический практикум.
  • Сказки для дезадаптированных детей:
  • Что такое «адаптация» и что такое «сепарация»?
  • Как проходит нормальная адаптация ребенка к изменяющимся условиям?
  • Психологические причины дезадаптации.
  • Сказкотерапевтический практикум.
  • Сказки для тех, кто плохо учится:
  • Что мешает ребенку успешно учиться?
  • Способна ли сказка посодействовать в решении школьных проблем?
  • Какие сказки могут развивать познавательные процессы ребенка?
  • Какие сказки повышают учебную мотивацию?
  • Сказкотерапевтический практикум.

Формы работы:

мини-лекции, веб-презентация, сочинение и проживание сказочных историй, рефлексия ощущений, написание собственных сказок.

Объем программы – 24 академических часа. Участники получают удостоверение о повышении квалификации.

-2