Некоторое время назад было очень популярно писать о детях-индиго. В основном публикации выходили в источниках, близких к эзотерике. Но также встречались и некоторые уважаемые люди, говорящие о детях-индиго как о новом необычном явлении. Было снято несколько фильмов, выпущено бесчисленное количество книг. Ну, и постепенно интерес к теме стал угасать.
Во время того хайпа на теме «дети-индиго» я еще не имела большого опыта работы и также, как и все, верила в то, что среди нас есть эти чудо-дети. Для непосвященных в тему поясню. Считается, что дети-индиго - это дети с особым цветом ауры, имеющие неординарные способности. Также общей характеристикой для таких детей являлось то, что они всегда имеют свое мнение и переделать или перевоспитать их невозможно. Также описывалось то, что этих детей рождается все больше и больше (видимо, чтобы спасти нашу несчастную планету от разрушения).
Прошло время. Эта тема, как и многие другие, не слишком интересующие меня, забылась. Но недавно она вновь всплыла из небытия.
Последние два года моей жизни были посвящены изучению методик работы с одаренными детьми (без всяких индиго и прочих заумных терминов). Я изучала, как с ними работали в СССР, как работают сейчас у нас и за рубежом. Также мною было прочитано невероятное для одного человека количество литературы, призванной ответить на вопрос: одаренность – это гены или воспитание.
Уже после защиты диссертации на эту тему тихим спокойным вечером меня осенило. Точнее, вначале на глаза мне совершенно случайно попалась книга о детях-индиго, а осенило меня немного позже, когда я от скуки пробежалась по ее страницам.
Теперь я с уверенностью могу утверждать. Тема детей-индиго была очередным хайпом (просто тогда еще не знали такого слова). Я не знаю, какая у них аура, проверить это не представляется возможным. НО! Все характеристики детей-индиго почти со стопроцентной точностью повторяют описания особенностей детей, богато одаренных в той или иной сфере.
Большинство этих детей отличается следующими характеристиками:
- когнитивные способности выше возрастной нормы (большой объем памяти, высокая концентрация внимания, раннее формирование словесно-логического и наглядно-образного мышления, богатое воображение);
- «взрослые» рассуждения, не соответствующие их возрасту;
- любовь к чтению;
- сострадание к людям и животным;
- отсутствие интереса к сверстникам, интерес к общению с более старшими детьми или взрослыми;
- необычная для возраста зрелость, сформированность установок, суждений, взглядов;
- честность, невинность, чистота помыслов;
- гуманистическая направленность личности;
- альтруизм, отсутствие поиска личной выгоды.
Конечно, не все одаренные дети имеют такой строгий набор личностных «симптомов». Но большая часть из перечисленного присутствует у каждого из них.
Вывод один. Одаренные дети и дети-индиго – это об одном и том же. И существовали они всегда.