Интересно, как в наше гиперинформационное время был воскрешен подзабытый термин «карго-культ». Совершенно ни к месту это словосочетание используется тут и там (обычно для троллинга), так, что уже забылось, вас ист дас?
А дас ист фантастиш.
То есть буквально.
Сам термин (на русский его перевели как «самолетопоклонники») придумал Ричард Фейнман в 1974 – известный физик и одновременно шарлатан, любитель остроумных розыгрышей. То, что он рассказывал (о самолетопоклонниках или о Вселенной) нужно делить даже не на два, а примерно на 4. Напомню, что именно так, умножением на 4 был получен возраст нашей Вселенной, хотя нечеткие астрономические данные говорили о совершенно других порядках величин (умножение на 4 было второй «подгонкой», первой было умножение на 8). Фейнману этот как бы культ нужен был для собственных целей – разоблачения разного рода паранаук, поверхностно имитирующих настоящие науки (отводил удар?)
Само по себе, довольно интересно, как делается наука. Почему вроде бы солидные физики (электричество, бомба) построили свою космологическую веру на геологических гипотезах о возрасте горных пород, а не «построили» геологов? Подвела – астрономия, наука ветреная, почти литературная, ее муза Урания входила в клуб поэзии, трагедии... Тот же Фейнман описывает, что в МИТ на первом курсе астрономия причислялась к корпусу гуманитарных дисциплин, которые надо было изучать по выбору (1 шт./сезон), для общего развития (туда же входило искусствоведение, философия и т. п.) Комедия, в общем. Эфемерида.
Повредила авторитету астрономии и астрология, да так, что явление астрофизика на сцену представляется эдаким карнавалом с чудиком в остроконечном колпаке со звездами.
Можно представить такой диалог:
Астро (в колпаке): Земля не может существовать 4 миллиарда лет, так как Вселенная существует в 10 раз меньше. Мы нашли у вас ошибку.
Гео (в галстуке, УГГах/унтах): Товарищ, не отвлекайте, мы серьезными вещами занимаемся. Нефть нашли, золото. А вы что?
Астро: Звезды в созвездии Цефея! И их мерцания говорят, что...
Гео: Вы сейчас с кем говорите?
Астрофизик (слово «астроном» давно стало синонимом легкомыслия, а так хоть что-то) смотрит на диалог чужими глазами и понуро уходит искать у себя. Действительно, бред: созвездия, Кефей какой-то мифический. А ведь эта самая дельта Цефея и на самом деле – наука. И переменные по светимости цефеиды существуют. Но Вселенная огромна, а нефтяники солиднее.
Я сделал это отступление не просто так. Для большинства обывателей наука есть предмет веры, как и религия, как греческие сказки. Сами они в лабораториях не работали, в обсерваториях не сиживали, как доказать обращение Земли вокруг Солнца не знают даже теоретически.
Является ли научной информация о «культе карго» в Меланезии? Если верующему обывателю (а хуже – журналисту или «писателю» блогов) вбросить идейку о «культе карго», он с радостью возьмет это на вооружение как безупречно научный факт («антропология!») и начнет каркать (каргать) им на каждом углу и по любому поводу.
А что сделает образованный человек с критическим мышлением, когда услышит о карго-культе?
Он задаст несколько вопросов. И попытается дать ответы.
1. А был ли мальчик? Как-то подозрительно бурно все заговорили о культе «карго» в 90-х годах, в то время как он по рассказам самих первопроходцев исчез в 60-е – 70-е. То есть, говоря попросту, нельзя никуда приехать и проверить, а маршируют ли на самом деле туземцы в Меланезии с палками у деревянных самолетов в ожидании канистр на парашютах. А маршировали хоть когда-нибудь? И строили ли самолеты из веток (раза 3 – 4 в год надо обновлять, между прочим, затратно без результатов-то). На самом деле это наиболее правдоподобная версия.
2. Если мальчик был, кто его надоумил? Сам научился – или все-таки зрелые дяди с литерами USA? Дабы отношения с индейцами не портить, а направить их в нужное русло – взяли и внедрили подобие религии. Ребята, держитесь подальше от наших аэродромов, постройте свои, а карго будет. И было, – что позволило псевдорелигии после ухода войск продержаться лет 5 – 10 – 20 (возможно).
3. Если физического культа вовсе не было, кто его придумал и с какой целью? Здесь может быть множество версий, включая банальную фальшивку, как сочиненные сны мальчиков Фрейда (поди, докажи, что это не снилось), или «обнаружение» в джунглях племени амазонок-матриархаток. Эту фальшивку разоблачили (а ту нет), тетеньку, которая ее придумала, отругали, но могли и проглотить (на самом деле и проглотили, да после выплюнули). Историй таких – пропасть. Проспер Мериме опубликовал целый цикл песен и стихов южных славян, не выезжая из Парижа. Наиболее элементарная версия авторства культа карго до боли проста: это автор первого сообщения. Но наиболее вероятная версия автора не имеет, ибо: коллектив (и неспроста).
4. Две комбинации? Почему я полагаю культ придуманным искусственно? Дело в том, что он распадается на две практически независимые части, две отдельных культи, и явной логической связи между ними не прослеживается. Часть первая: умершие предки (у аборигенов был протокульт духов предков) прислали карго, а белые его перехватили. Часть вторая: построим же самолеты из веток и будем маршировать (как взрослые), тогда карго появится снова. Так вот, первая часть определенно лежит в логике индейцев, и, скорее всего, была ими выработана и предъявлена пришельцам. Вторая часть искусственная и придумана белыми (в реальности или лишь на бумаге) с целью опорочить первую.
5. Чья собственность? Главная часть культа – первая – это вопрос собственности. Острова и все что на них и около них и над ними – и все, что на них падает с неба – собственность туземцев – при жизни и после смерти. Благополучие обеспечивается духами предков. Мы не знаем природы дождя (и не обязаны), но предки его обеспечили. Мы не знаем природы карго (и не обязаны), но предки его прислали – нам. А белые отобрали. Оккупировали леса, гадят в ручьи, едят манну небесную. Собственность – штука посильнее Фауста Гете. Только понятно, что первая часть культа – вовсе и не культ, а претензия. И претензия эта – законна (банальное таможенное право).
6. «Какая собственность? Они же идиоты!» Это основной тезис второй части культа, не связанной с первым. Его придумали и внедрили белые, дабы на ха-ха дискредитировать требования индейцев. Чудики же вообще не понимают, откуда берутся товары, строят самолетики из соломы и верят, что им за это перепадет. То ли дело мы – знаем природу дождя и волн и ветра (аж лет 50 как). Именно вторая часть – и есть собственно культ.
7. Кто дурак? Журналист, ссылающийся на карго-культ (обычно с целью троллинга) почитает себя умником, а туземца дураком (и те, кого он/она троллит, должны почесть себя недоразвитыми недоумками), но забывает, что вторую культю придумали не индейцы, а люди и умные и остроумные. Кстати, на каком основании журналист так думает? На мой взгляд, нет разницы между мнением туземца, что карго произвели на том свете мертвые и мнением журналиста, что его произвели на фабрике живые. Разница в степени понимания – 1 ступень. Что и как происходит на фабрике знает менее 1% белых.
8. Над кем смеетесь? Над собой смеетесь. Потешаться над туземцами не стоит. Туземец права собственности на свою часть мира знает твердо – и кем произведена эта часть мира для них – тоже. А белые путаются: Бог или природа или случайный пузырь 100500-й вселенной в 100500-й инкарнации. У журналиста, если оглянуться, из собственности только платок носовой, да и тот одноразовый. Произведен на фабрике. Незнамо как. Куплен в кредит. Неизвестно на чьи.
9. Еще раз: кто дурак? Туземцы якобы не понимают, что такое производство, поэтому видят в карго чудо. На самом деле как раз туземцы прекрасно понимают, что такое производство, ибо производят все сами. А вот белые солдаты (или нестроевые журналисты) не производят – ничего. Они все получают. И ладно бы просто курили или протирали свои штаны/самолеты. Так нет же!
10. Что видно с дельты Цефея? Картина будет такая: туземцы трудятся в поте лица: сеют, ловят, шьют. Белые совершают таинственные эволюции сродни заклинаниям: маршируют, кричат речевки, поют, пишут знаки. (Тут и сами белые не разберут, зачем этот цирк, война-то война, а...) За свое рвение цветные имеют шиш без масла, а белые за свое – полные карманы сигарет и набитые рты тушенки. И кто тут шаман?? (Объяснять про боевые действия глупо. Чего ради и по какому праву они воюют в чужом доме растолковать невозможно. А воюют или нет – равно банку мяса с неба имеют.) Но. Прошел год и: у туземца земелька с морем остались, а белые и желтые черти на полном пансионе по огненной воде и консервам друг друга покрошили. И у кого культ мертвых? И кто-таки дурак??
11. Второе пришествие? Карго-культ довольно герметичен. Именно вследствие своей примитивности и искусственности: карго должно физически падать. Был он изначально или не был (90% что не был), он исчез (тут не скажешь «в помине не был» – в помине как раз и был). Но было или нет первое, а второе пришествие его пришлось на конец 20 века – в корпоративной и политической культуре (культе). Менеджеры и журналисты стали использовать это понятие буквально для всего, часто крайне безграмотно. Вот тут и в самом деле начался и продолжается культ «карго-культа». Писателям кажется, что они остроумно высмеивают людей, подменяющих суть формой (настоящие самолеты соломенными, настоящую демократию выборами и т. п.) Но...
12. Сами-то кто? Всеобщее падение уровня образования и интереса к науке привело к тому, что за интерфейсом стеклянной поверхности смартфона для среднего человека начинается темный лес. Нажми на кнопку, получишь результат. Мы уверенным шагами идем по сценарию придуманного карго-культа. Менеджеры и политики (дикари 21 века) твердо знают, что для карьерного роста и успеха необходимо выучить набор правильных слов и TPS-отчетов. Карго будет. «Уверенное развитие», «Инновационное решение», «Институты демократии», (И конечно «Up to 10 times more» – непереводимая игра смыслов, постсоветские рекламщики головы сломали – ничего не придумали, только язык родной поковеркали. К линейной лжи русский язык приспособлен хорошо, но к химерам чудовищных рекламных и политических вывертов – путаемся.)
13. Фейнман-фейк. Он, разоблачая паранауки (экстрасенсорику, знахарство, психотронику) сам отстаивал физическое существование карго-культа. Забавно, но он полагал возможным избавиться от знахарства, разоблачив его перед публикой. Но знахарство неуничтожимо, потому что – внимание! – иногда они доставляют! (т. е. иногда старая карга попадает в точку). А культ карго невозможен, потому что там не доставляют никогда. В сущности, внешняя вера в карго-культ не отличается от веры в небесное карго внутри этого культа. «Антропософия? Хм. Все может быть... Не у нас, конечно, но где-то далеко, на островах Меланезии...»
Вот это – жизнь.
За карго держись.