Сегодня вечером я заехал на Преображенский рынок, чтобы купить говядины. И вот что я увидел на месте павильона, где собирался это сделать.
Снесли!
Напрочь.
Назывался этот павильон «Моспродторг». Там продавали охлаждённое мясо, индеек с курицами, копчёную рыбу с икрой, сыры, зелень. Там даже появилась незадолго до вот этого всего парикмахерская.
Весёлый был павильон. Например, было такое.
Это просто одна из сохранившихся у меня фотографий. Теперь уже всё, ничего не сфотографируешь. Не купишь там говяжий хвост. Или алтайский сыр из Куягана. Или рёбер свиных тамбовских. Или петрушки пучок (я обычно в другом месте покупаю, но иногда покупал и там).
Я полез в интернеты разбираться, что случилось. Оказывается, 17 февраля снесли самострой. Это с сайта рынка.
Проверил по номеру, что за дело: оказалось, оно тянется ещё с 2013 года. А принадлежало здание староверам-беспоповцам, федосеевцам, которым вообще раньше принадлежало всё это пространство, где сейчас находится рынок.
Допустим, да, это был самострой. Но у меня, как и у многих других, есть сильные опасения, что это только начало и что рынок снесут весь и насовсем. Потому что не исключено, что он весь — самострой.
Я не буду здесь сейчас в подробностях описывать значение Преображенского рынка: писал о нём для «Москвича», писал о его кафешках для «Афиши-Рестораны», писал, наконец, здесь, в «Дзене», о моём любимом кафе-баре «Кафе-бар».
Скажу просто: это рынок очень важен для Москвы. Это чуть ли не единственный оставшийся настоящий московский рынок. Неподалёку от него есть два примера того, что может с ним стать.
Был убогий, грязный, очень плохой рынок на углу Ткацкой и Измайловского вала — его снесли подчистую и поделом. Но так может произойти и с Преображенским.
Есть новый «фермерский» рынок на Щербаковской напротив китайского торгового центра «Семёновский»: современный, чистый, маленький; там есть интересные торговые точки, но это не рынок. Такое тоже может произойти с Преображенским: всё осовременят, почистят, обновят — и уберут процентов девяносто торговцев.
Вот ни так не надо, ни так. Преображенский рынок — это реальная московская достопримечательность. Того же уровня, что ростовский Центральный рынок или Центральный сочинский (хоть тот и очень дорогой). Это место, где кипит реальная рыночная жизнь: с изобильным выбором, ежедневными историями, мелким жульничеством, живым юмором и нормальными человеческими ценами. Сюда ездит очень много людей небольшого достатка, в том числе одинокие пенсионеры, и здесь они чувствуют себя всё ещё людьми и могут купить себе продуктов на неделю так, чтобы от пенсии что-то ещё бы и осталось.
Да, Преображенскому рынку необходимы некоторые обновления. Но если его убить — это будет невосполнимая потеря для города. И в первую очередь для закупающихся там пожилых людей, которые почувствуют себя окончательно ненужными ни городу, ни миру.
В следующих выпусках «Вечернего Лошманова» — про рассолы в бутылочках, которые продаются теперь и в магазинах, про потрясающее кафе «Дом чая» в Казани и другие истории про еду и путешествия. Пока же можно почитать про копчёный курдюк, который я купил как раз на Преображенском рынке, или про то, что делать зимой в моём родном городе Арзамасе. Подписывайтесь!
В конце выпуска ставлю по традиции хорошую африканскую музыку. Сегодня будет даже не одна песня, а три: это вторая сторона одной пластинки ансамбля Les Hi Fives из конголезского города Лубумбаши. В силу разных африканских причин группа эмигрировала сначала в Танзанию, а потом в Кению. Первая песня бомбическая, да и остальные не хуже.