Найти в Дзене
ХХ век в войнах

Торпедирование броненосца береговой обороны "Вена" 10 декабря 1917 года

Австро-венгерский броненосец береговой обороны "Вена" на якорной стоянке в Которском заливе. Далмация, 17 июля 1916 года.
Австро-венгерский броненосец береговой обороны "Вена" на якорной стоянке в Которском заливе. Далмация, 17 июля 1916 года.

Броненосец береговой обороны "Вена" являлся одним из трех кораблей типа "Монарх" и на момент постройки мог считаться весьма неплохим для своего класса. Его полное водоизмещение достигало 5785 тонн, а экипаж состоял из 397 нижних чинов и 26 офицеров. Две паровые машины суммарной мощностью 8600 л.с. позволяли развить максимальную скорость в 15,5 узла, а дальность плавания с полным запасом угля достигала 3500 морских миль. Основное вооружение броненосца состояло из расположенных в двух башнях четырех 240-мм орудий фирмы "Крупп", способных вести огонь 212-килограммовыми снарядами на дальность до 15800 метров. Кроме того, в арсенале корабля было шесть установленных в каземате 150-мм орудий фирмы "Шкода", а также 14 пушек калибра 47 мм, одно 70-мм зенитное орудие и два торпедных аппарата. Броневой пояс "Вены" имел толщину 270 мм в средней части и 120 мм в оконечностях, башни защищала 250-мм броня, боевую рубку - 220-мм, а толщина броневой палубы составляла 40 мм.
В годы Великой войны броненосец активно сражался, в основном оказывая огневую поддержку сухопутным войскам и обстреливая итальянские позиции, расположенные на адриатическом побережье. Итальянцы предпринимали попытки вывести из строя или потопить корабль, атакуя его с моря и с воздуха, но всякий раз безуспешно. Наконец, в ночь с 9 на 10 декабря 1917 года два итальянских торпедных катера MAS 9 и MAS 13 скрытно подошли к гавани Триеста, где стояли "Вена" и однотипный с ним "Будапешт". С помощью специальных гидравлических ножниц экипажи за два часа разрезали цепи боновых заграждений, закрывавших вход в бухту, и тем обеспечили себе возможность для проведения атаки. Двухторпедный залп, произведенный MAS 13, которым командовал лейтенант Андреа Феррарини, не достиг цели. Зато командир MAS 9 лейтенант Луиджи Риццо, ставший в дальнейшем адмиралом и получивший за свои военные подвиги графский титул, оказался куда более удачливым. Обе торпеды с его катера попали в правый борт "Вены" в район машинного отделения. К несчастью, в этот момент водонепроницаемые переборки в отсеках броненосца не были задраены, поэтому корабль затонул в течение пяти минут. С другой стороны, "Вена" находился возле берега, так что потери среди его экипажа составили всего 46 человек убитыми, а остальные, включая 17 получивших ранения моряков, сумели спастись. Что же касается итальянских катерников, то те благополучно вышли из гавани и вернулись в Венецию - занятые спасением экипажа затонувшего броненосца австрийцы не стали выделять корабли для организации преследования, а вылетевшие на поиск гидросамолеты не сумели обнаружить противника в предрассветных сумерках и сгустившемся над морем тумане.

Луиджи Риццо
Луиджи Риццо

Michael Traurig