Я не большой поклонник российской и советской эстрады. Но тем не менее признаю, что среди песен на русском языке встречаются подлинные шедевры. Композиции, где сошлись воедино красота мелодии, глубина текста, искренний посыл, и качественное исполнение - вызывают сильные эмоции и захватывают дух.
Неудивительно, что большинство популярных советских песен принадлежит перу признанного мелодиста, Александры Пахмутовой. "Нежность", "Надежда", "До свиданья, Москва!", и еще очень много потрясающих мелодий написала эта маленькая, но такая великая женщина!
Сегодня хочу вспомнить одну из самых красивых песен советской эстрады - воспетую "Песнярами" "Беловежскую пущу."
Мелодия с огромным диапазоном, и проникновенные стихи о родине, священном "месте силы" для жителя Беларуси, до сих пор пробирают до мурашек.
Версий, кстати, всего две - классическая и эстрадная. А вот исполнителей было очень много. Я расскажу лишь о нескольких, самых, на мой взгляд, интересных.
1. Большой детский хор, солист Виталий Николаев.
В классическом варианте - солист, хор и оркестр - песня исполнялась множество раз. Солистами были и мужчины (тенора), и женщины (сопрано). Самые известные - первое исполнение Бэлы Руденко с хором мальчиков, ну и Анна Нетребко тоже попробовала себя в роли солистки, не самым удачным образом, если честно.
Но получившим всесоюзное признание вариантом остается исполнение 77 года. Большой детский хор, и солист Виталий Николаев. Чистый и искренний детский голос проникает в самое сердце, и выжимает слезу из самого стойкого слушателя. В этой версии интерес вызывает точное следование авторской задумке - нота в ноту, как написала композитор. И полностью пять куплетов. Слушаем.
2. Песняры
Неудивительно, что карт-бланш на исполнение эстрадной версии получили гремевшие на весь союз белорусы. Мелодия была слегка изменена в сторону упрощения, ну и оригинальная аранжировка была принята композитором весьма благосклонно. Куплетов здесь, кстати, всего четыре.
Первым исполнителем был солист ансамбля Юрий Денисов. Основатели ВИА считали именно это исполнение лучшим. Сохранившаяся запись, по всей видимости, черновая. Голос Юрия очень мягкий и приятный, но манера мне кажется слегка вычурной и тяжелой. Послушайте сами., чтобы понять достаточно одной минуты.
В 1977 году в ансамбль приходит Валерий Дайнеко, и в качестве экзамена ему предлагается песня "Беловежская пуща". Именно в его исполнении композиция стала знаменитой. Для меня это эталон чистоты и легкости в исполнении - легкости именно в голосе. Мягкий, бархатный тембр обволакивает, а скачок на самую высокую ноту пробирает до мурашек, а это, между прочим, большая септима, чтоб вы знали. Слушаем и наслаждаемся!
3. Димаш Кудайберген и Нагима Ескалиева
Современное прочтение в исполнении одного из самых сильных голосов мира, я, конечно же, не смогла обойти стороной. Сказать, что меня оно разочаровало - не сказать ничего. Димаш образца "сингера" был чудо как хорош, но со временем кроме техники не осталось ничего. Плохая дикция, привычные переходы на высоких нотах, и... эмоциональная пустота. Женская партия в исполнении народной артистки Казахстана звучит не в пример лучше, несмотря на "мясо" и тяжеловесность голоса. Кстати, аранжировка здесь классическая, куплетов пять, а вот вокальная партия смешанная - здесь есть и эпизоды авторского прочтения, и песняровские. Предлагаю послушать, возможно, кому-то именно это исполнение покажется ближе.
4. Петр Елфимов
И это исполнение не смогла обойти стороной. Потому что во-первых Елфимов белорус, и следовательно поет о своей родине. Во-вторых, это очень амбициозный и профессиональный певец, за которым интересно наблюдать. Не могу назвать это выступление эталонным, на мой взгляд, голосово Петр не дотягивает, силы и легкости не хватает. Но эмоционально это действительно хорошо. Даже переживаешь за певца, когда он срывается на первой высокой ноте. Хорошо, что во второй и последующий заходы реабилитируется. Итак, слушаем еще одну версию, она будет предпоследней.
5. Ансамбль "Soprano" под руководством Турецкого
Одна из лучших современных версий. В ней, кстати, участвуют сами "Песняры", и исполнение очень близко к эстрадному оригиналу 77 года. Прекрасный солист с мягчайшим тембром, и очень красивая женская партия. Вообще, эта мелодия идеально раскладывается на многоголосие, она же изначально хоровая. В общем, это исполнение я смело могу считать одним из лучших. Оцените и вы.
Ради обратной связи жду ваших комментариев. Какое исполнение вам понравилось больше всего?
Как вам вообще такой формат обсуждения известных песен? Стоит ли продолжать? У меня есть еще несколько интересных мелодий в запасе.
И спасибо, что читаете.